Литература:
1. Hawkins H.G. Evolution of the U.S. Pavement Marking System. Division Head Texas Transportation Institute College Station, 2000. 62 p.
2. Harris G.G., Cohen H.S. Women Trailblazers of California: Pioneers to the Present. The History Press, 2012. 192 p.
3. Hawkins H.G., Parham A.H., Womack K.N. Feasibility Study for an All-White Pavement Marking System. Washington D.С., 2002. 130 p.
4. Протокол о разметке дорог к Европейскому соглашению, дополняющему Конвенцию о дорожных знаках и сигналах, открытую для подписания в Вене 8 ноября 1968 г.
Моб: 068-355-27-70 Александр Стац: 044-361-27-70 Александр
Система автоматической парковки
До сих пор в сети попадается множество роликов с самыми различными историями парковки.
И действительно, многие автолюбители никак не могут научиться парковать машину (особенно, в условиях плотного транспортного потока). Как же работает данная система?
Здесь все просто. В основе системы три блока – блок датчиков (чаще всего они работают на принципе ультразвука и расположены по периметру транспортного средства), блок управление (на него приходят данные и производится их обработка), а также непосредственно исполнительные устройства.
Задача последних – поворачивать руль и своевременно открывать дроссельную заслонку.
Работает система в два основных этапа. Сначала осуществляется поиск подходящего места для машины. Далее – происходит сам процесс парковки.
Для выполнения первой задачи хватает одной системы – ультразвуковых датчиков. Далее подключается несколько основных блоков – они задают направление, скорость и траекторию движения транспортного средства.
Преимущества системы неоспоримы – даже новичок за несколько минут справляется со сложной парковкой, и ему совсем не нужно краснеть перед другими автолюбителями.
Система все делает сама – быстро и без аварий. К слову, испытания показали, что профессиональные автолюбители все равно могут припарковать автомобиль намного качественнее.
Volvo City Safety
Разработчики концерна Volvo всегда славились своими уникальными разработками. Не разочаровали они своих поклонников и в этот раз.
Вы должны помнить тот уникальный прорыв, когда в первые годы двадцать первого века появилась система City Safety.
С ее помощью планировалось решить множество проблем с аварийностью на небольшой скорости (на перекрестках, пешеходных переходах и так далее).
Впервые система была смонтирована на Volvo V40, но ее актуальность еще не утрачена. Многие современные модели оборудуются City Safety и сегодня.
Принцип работы системы очень прост. Между зеркалом заднего вида и лобовым стеклом устанавливается специальный радар, который анализирует наличие препятствий впереди транспортного средства.
Контролируемое расстояние – не более шести метров. Как только препятствие впереди зафиксировано системой City Safety, водитель должен принять решение – сделать маневр или притормозить.
Если действий не предпринято, тогда система действует сама – сбрасывается газ и активирует тормозную систему.
Последний этап – включение «аварийки». Предупреждение водителя об активации производится путем звукового оповещения.
Разработчики компании Volvo уверяют, что с помощью данной системы можно уйти от аварийности на небольших скоростях. Но стоит отметить, то разница не должна быть больше 15 км/ч.
При большей скорости (до 30 км/ч) столкновение вероятно, но последствия для участников ДТП будут минимальными, ведь система сделает все необходимое для снижения скорости.
При движении авто на скорости больше 50 км/ч City Safety отключается автоматически, ведь ее эффективность в этом случае нулевая.
Как показывает практика, в условии пробок, когда автолюбитель может задуматься, потерять бдительность или случайно перепутать педаль – это настоящее спасение.
Адаптивный круиз-контроль
Казалось бы, сама система круиз-контроля – это уже чудесная разработка. Но производители компании Volvo (и снова шведы отличились) пошли дальше – они дополнили уже существующего робота.
Система адаптивного круиз-контроля также стала популярной и начала использоваться в других авто под самыми различными названиями.
К примеру, у Фольцвагена, Ауди и Хонды – это Adaptive Cruise Control, у Мерседеса — Distronic (Distronic Plus), у Митсубиши — Distance Control, у Тойота — Radar Cruise Control.
Все системы очень похожи, и по конструкции, и по принципу действия. В основе три блока – исполнительная система, блок управления и датчик расстояния.
Датчик смонтирован на переднем бампере – его задача измерять расстояние до автомобиля, который движется спереди.
Преимущества инфракрасного устройства – сравнительная дешевизна и отсутствие боязни к негативным природным факторам.
К слову, для определения расстояния часто используется и радар.
Информация с датчиков поступает к управляющему блоку, где фиксируются следующие параметры – радиус кривой движения, боковое ускорение, величина угла поворота руля, а также скорость основной машины и транспортного средства, которое идет впереди.
Этих данных достаточно, чтобы круиз-контроль принял правильное решение и при необходимости затормозил авто.
Для чего нужна такая система? Здесь все просто. На загруженной трассе от «круиза» мало пользы, ведь перед фурой или «чайником» приходится переходить на ручное управление.
В этом отношении адаптивная система по-настоящему спасает. При этом она эффективна в довольно широком скоростном диапазоне – от 30 и до 180 километров в час.
Некоторые более прогрессивные версии могут похвастаться и вовсе идеальным диапазоном – от 0 до 200 км/час.
В условиях плотного потока на трассе с помощью такой системы можно вообще забыть о педалях.
Системы автоматического управления
Еще недавно самостоятельно перемещающийся автомобиль был из разряда фантастики и увидеть такое чудо можно было только в кино. Но две компании – Гугл и РобоСиВи решили воплотить смелый замысле в реальность.
К примеру, Google уже подходит к окончательной стадии разработки беспилотных автомобилей.
О данной разработке известно пока очень мало, ведь ее еще нет в серийных моделях. Но кое-что уже есть. В основе «робота» два блока – так называемое техническое зрение и ГЛОНАСС.
Принцип работы прост. Здесь работают управляющие системы, блок управления и три блока-датчика.
Естественно, что в столь сложной системе количество датчиков должно быть большим:
- видеокамеры (для отслеживания пешеходов и недвижимых объектов);
- оптические датчики (создают трехмерную картинку в радиусе 60 метров);
- датчик GPS (для оценки местоположения автомобиля);
- радары (фиксируют объекты вокруг);
- датчик движения (определяет скорость, направление и наличие крена машины).
Конечно, до внедрения системы в жизнь еще далеко, но сама задумка говорит о серьезных перспективах.
При этом разработчикам пока не удалось решить проблему с плохой погодой, к примеру, дождем или туманом, когда система может не распознать те или иные дорожные знаки. Но работа ведется, и результаты радуют все больше.
Стиль вождения
Ну и в заключение, пара слов об общем стиле вождения в Европе. Конечно, он сильно различается от страны к стране и во многом зависит от менталитета местных жителей, но в общем, стиль езды в Европе, кардинально отличается от нашего в лучшую сторону.
В Европе водители проявляют гораздо больше уважения как к правилам дорожного движения, так и к другим водителям на дороге. Явных нарушителей ПДД и хамов там достаточно мало (впрочем, они, конечно, там тоже есть).
Объяснение простое: размеры штрафов в Европе. Там с этим вообще без церемоний, штрафы такие, что нарушать реально не хочется. Поэтому водители и ездят там спокойно (в большинстве стран).
Например, в Норвегии. Превысил скорость в городе на 1 км/ч? Ладно, держи квитанцию на 80 евро (это почти даром). Превысил более чем на 5 км/ч? Отдай в казну 285 евро.
Или в Словакии. Превысил скорость более чем на 30 км/ч в городе? Нет вопросов, мы очень рады, заплати 1000 (тысячу) евро, и езжай, нарушай себе дальше. Превысил более, чем на 50 км/ч? Не вопрос — 1200 евро и права на стол. И так далее.
По сравнению с такими подходами, наши родные, российские «+20 км/ч» к знаку ограничения скорости дарованные бесплатно — это просто пир духа какой-то… А за превышение от 20 до 40 км/ч в городе штраф 500 рублей (7 евро). Смеетесь? В Бельгии права на стол положите за такое нарушение.
Подробная информация о штрафах на нарушения ПДД в Европе — представлена в отдельной заметке.
Но как бы то ни было, стиль вождения в Европе кардинально отличается от нашего в лучшую сторону, даже в таких «мясорубках» как Париж (хотя и там бардака хватает).
За рулем полно девушек, женщин и даже весьма старых бабушек, и никто никому особо не мешает при этом. На дороге все машины равны.
Ни разу не видел, например, чтобы какой-нибудь джип претендовал на место в потоке в большей степени, чем какой-нибудь «Матиз». Все едут одинаково ровно, а размер и цена автомобиля, не имеют никакого значения.
Хотя поездив по разным странам, я заметил, что стиль езды местных водителей, конечно, немного разнится от страны к стране. Например, латыши, эстонцы, чехи — ездят, в подавляющем большинстве, очень аккуратно.
А литовцы, словаки и поляки, по сравнению с ними, можно сказать, что и «гоняют». Во всяком случае, выдерживание скорости по формуле «знак+10 км/ч», в той же Литве и Польше — практически повсеместная практика (у них просто радары настроены на «знак+11 км/ч»).
Кстати, в очень многих странах Европы, штрафы за превышение скорости начинаются с превышения разрешенной скорости на 1 км/ч (с учетом погрешности радара).
Про особенности измерения скорости полицейскими радарами в Европе, а также про допуски и погрешности радаров применяемых в различных странах, можно прочитать в отдельной заметке.
В западной Европе, водители тоже достаточно аккуратны. В лучшую сторону (по дисциплине вождения) там выделяются австрийцы (сказывается немецкая педантичность) и жители Бельгии и Люксембурга (эти вообще, по-моему, никуда не спешат).
В худшую сторону отличаются итальянцы и португальцы (последние вообще «беспредельщики», прошу прощения за жаргон). Не знаю почему, наверное, сказываются южный темперамент и менталитет. В принципе, гишпанские кабальерос тоже любят надавить на гашетку, но по сравнению с португалами, они дети.
Но в общем и целом, в западной Европе (кроме Португалии) ездят немного поаккуратнее, чем в восточной, и уж точно гораздо аккуратнее, чем на Балканах.
Нет, на Балканах вас тоже ничего не шокирует (после наших дорог), но по сравнению с Западной Европой, на балканских дорогах, кончено, бардак. Особенно это относится к Албании, Румынии и Турции. После того, как я поездил за рулем по Стамбулу, Москва мне кажется тихим болотом (в плане дорожного движения).
* * * * *
На этом, заметку посвященную особенностям организации дорожного движения в странах Европы, в плане их отличия от особенностей движения по России, я закончу. При движении по магистралям в Европе тоже есть свои особенности (ссылка чуть ниже), рекомендую ознакомиться и с ними. Удачи вам, на европейских дорогах!
СВЯЗАННЫЕ ЗАМЕТКИ
- Особенности движения по автомагистралям в Европе
- Особенности парковки в Европе
- Отличия ПДД в странах Европы от российских
- Особенности заправки автомобиля в Европе
Состояние и качество дорог в Европе
Состояние подавляющего большинства основных дорог в Европе — хорошее. Состояние магистралей — близкое к идеальному. Состояние второстепенных дорог — как повезет, впрочем, явных ужасов вы там не встретите.
Попадаются, конечно, дороги и в не очень хорошем состоянии (больше это относится к странам Восточной Европы и к Балканским странам), но как правило, эти дороги даже не второстепенные, а третьестепенные.
Но даже на них, как-то в принципе, не встречал такого, чтобы сказать «Ох!». Во всяком случае, при езде по главным дорогам, риск потерять колесо при попадании в яму, минимален.
Это, например, магистраль А8 в районе Марселя, Франция.
Говорят, что подвеска у «Мерседеса» выхаживает по 300 тысяч километров без ремонта (преподнося это как великое достижение германского автопрома). Врут. Любой автомобиль пройдет 300 тысяч по европейским дорогам без ремонта подвески.
Хотя, в той же Риге, я пробивал колесо куском арматуры, торчащим из бордюра (да, и в Европе тоже встречаются такие элементы «благоустройства»).
Но в общем и целом, если вам взбредет в голову заставить навигатор проложить маршрут по Европе «по кратчайшему расстоянию», (а это значит, что он поведет вас по местным колхозам и прочим дебрям), то вы ничем особо не рискуете (подвеской, имею в виду). Хотя…
Нет. Это не дорога Козлищево — Задрюпинск. На снимке выше — это автодорога №576, соединяющая Кошицкий и Прешовский край в Словакии, на которую я попал из-за того, что не проверил, какой маршрут проложил навигатор.
Но, во всяком случае, к моменту моего проезда по ней словаки расстарались, и хотя бы залатали ее. Во всяком случае, ям на ней не было, как, впрочем, и разметки. Но зато там места красивые, и совсем нет машин (даже местных).
То есть, как видите, в Европе встречаются дороги от великолепных, до полностью «убитых», вопрос в том, где вы конкретно будете ездить. Но в основном, дороги там отличные, если не съезжать с главных, или хотя бы со второстепенных.
Современные тенденции
Дорожная разметка продолжает развиваться: вводятся новые виды, цвета, продолжаются эксперименты по материалам и технологиям её нанесения.
В апреле 2015 года приняты поправки к ПДД, в числе которых узаконены диагональные пешеходные переходы (рис. 14). Благодаря им, пешеходам не надо дважды ожидать зелёного сигнала светофора, чтобы поочерёдно перейти две проезжие части. По инициативе общественного движения Probok.net зарубежный опыт диагональных пешеходных переходов опробовали на нескольких московских перекрёстках, где были замечены «народные маршруты» наискосок. Полосатая диагональ оказалась полезной, что и было утверждено на законодательном уровне.
Рис. 14. Диагональный перекресток. Москва, 2015 г.
Сейчас продвигается идея «вафельниц». Разметка представляет собой сетку из пересекающихся линий белого, ярко-жёлтого или оранжевого цвета (рис. 15); её задача — проинформировать о том, что перекрёсток является загруженным и «пробкоопасным». Если водитель не уверен, что может преодолеть «вафельный» участок без остановки, выезжать за стоп-линию не следует — необходимо подождать, пока впереди идущая машина полностью не проедет перекрёсток. Таким образом, «вафельница» призвана решить проблему «самозапирающихся» из-за несогласованности потоков улиц. Эта разметка давно используется в Японии, Китае и других странах (рис. 16).
Рис. 15. Дорожная разметка перекрестка в Нью-Йорке, США и Абу-Даби, ОАЭ
Рис. 16. Разметка перекрестка в Гонконге, Китай
В США недавно ввели новую разметку, опробованную в Великобритании и Австралии: за 150 метров до опасного перекрёстка или пешеходного перехода на дороге наносится белая линия в виде молнии. Увидев «сумасшедшую разметку» на середине дороги, водители автоматически начинают торможение. Эта разметка применяется на высокоаварийных участках для привлечения внимания и ни к чему не обязывает.
В некоторых странах используют зелёную и красную краску для выделения полос для общественного транспорта, велосипедов, электромобилей (рис. 17–19). В США по выделенной полосе для общественного транспорта могут двигаться автомобили, перевозящие более чем одного пассажира.
Рис. 17. Цветной асфальт для выделения полос а) в Люцерне, Швейцария и б) в Сан-Франциско, США
Рис. 18. Выделение опасных участков в Японии и Сингапуре
Рис. 19. Зеленые велополосы в Сан-Диего, США
В феврале 2013 года расширен цветовой ряд российской дорожной разметки: синий цвет — для линий, обозначающих места платной парковки.
В Нидерландах в 2012 году запущен экспериментальный проект Smart highway, в рамках которого идёт апробация сразу нескольких инновационных технологий «умных дорог». На шоссе №329, примерно в 100 км на юго-восток от Амстердама, дорожная разметка нанесена флуоресцентными красками. Днём такая разметка заряжается от солнца и светится в течение 10 часов. Там же термокраской нанесена динамическая дорожная разметка, реагирующая на внешние условия. Так, если на улице становится очень холодно ниже 3°С), то невидимые в обычном состоянии снежинки становятся видны, предупреждая о гололедице (рис. 20).
Рис. 20. Динамическая дорожная разметка в концепции Smart Highway
В 2012 году этот проект получил премию Dutch Design Awards, и некоторые решения уже нашли практическое применение в дорожном строительстве.
Цвет дорожной разметки
Решающий критерий для выбора цвета разметки — его контрастность по отношению к цвету дорожного покрытия. В 1930-х годах в Германии для нанесения разметки использовали даже чёрную краску, так как бетонное покрытие автобанов было светлым. В основном же использовались жёлтый и белый, как наиболее контрастные серому и чёрному цвету покрытия (рис. 10).
Рис. 10. Филиппины. Трасса Магаланг-Помпада
Долгое время в США для нанесения разделительной линии использовали как жёлтый, так и белый цвета. Ещё в 1948 году в официальных рекомендациях эти два цвета фигурировали на равных. Жёлтая краска широко применялась для предупреждающих знаков, и её привычно было видеть на американских дорогах. Белая же краска — более контрастна ночью и не такая вредная для дорожных строителей, как жёлтая, в большом количестве содержавшая хромат свинца. Споры продолжались до 1961 года, когда пересмотрели используемые варианты и установили единообразие, отдав предпочтение жёлтому цвету.
С 1971 года на всех дорогах США жёлтая линия отделяет полосы движения транспорта, движущегося в противоположных направлениях. Белая линия разделяет транспортные потоки в одном направлении. Одиночная жёлтая полоса может также отмечать левую кромку дорожного покрытия на разделённых автострадах или дорогах с односторонним движением. Белой линией также обозначают край обочины .
Венская конвенция также сначала рекомендовала к использованию оба цвета на равных. Но в 1973 году в Женевском протоколе предпочтение отдали белому цвету. СССР подписал Конвенцию «О дорожных знаках и сигналах» 29 апреля 1974 года с датой вступления в силу 6 июня 1978 года.
В России разделительная линия имеет белый цвет. Жёлтая дорожная разметка обозначает места, где запрещены остановка и/или стоянка, зигзагообразная жёлтая линия, наоборот, показывает место, где остановка возможна для общественного транспорта.
Пешеходные переходы окрашивают чаще в белый цвет, хотя в некоторых странах встречаются «зебры» жёлтого цвета (рис. 11), поэтому в Китае их часто называют «тиграми» (англ. tiger-crosswalking) (рис. 12). В последнее время во многих странах для большей видимости стали использовать фон — красный или жёлтый (рис. 13).
Рис. 11. Во многих странах пешеходные переходы Желтые. Швейцария
Рис. 12. Китайский пешеходный переход «тигр»
Рис. 13. Цветной пешеходный переход в Италии. Использованы разница в высоте дороги, термопластик и объемные маркеры — «точки Боттса»
Дорожные знаки в Европе
Дорожные знаки в Европе не сильно отличаются от наших, российских. Есть конечно, некоторые местные особенности, но в общем случае, у вас не будет никаких проблем с чтением знаков в Европе (если вы, конечно, знаете, как они читаются у нас).
Дело в том, что вид и форма знаков, (как и разметки) регламентируется Венской конвенцией «О дорожных знаках и сигналах» 1968 года, к которой присоединились все европейские страны (кроме Ирландии, Великобритании и еще парочки).
Да, на знаках немного разные шрифты используются, может быть разная толщина и начертание, например, стрелок, но суть знака всегда остается понятной, например:
Как видите, различия не кардинальны (за исключением Ирландии). Полностью эту табличку, вы можете посмотреть в Википедии, (здесь). Но смысла в этом нет. Знак вы всегда (в любой стране Европы) узнаете точно.
Поэтому, знаки хоть и отличаются в небольших деталях, но суть их понятна всегда (на то, собственно, упомянутая выше конвенция и была направлена).
Единственное, на что можно обратить внимание, так это на то, что в некоторых странах Европы знаки наносятся на желтом фоне (у нас такие знаки обычно временные, а там могут быть постоянные).
Но это сути тоже не меняет. Требования любого знака, что постоянного, что временного, в любом случае обязательны к выполнению. Поэтому…
Два знака, которые не встречаются у нас, но встречаются в Польше. Эти два знака, пожалуй, составляют собой и все различия:
Первый знак — это треугольник с черной точкой. Обозначает аварийно-опасный участок дороги. Примерно соответствует нашему знаку «Прочие опасности».
На фото в примере выше, он сопровожден информационными табличками, поэтому все понятно. Но встречается и в одиночку. И, кстати, если мне не изменяет память, этот знак встречается не только в Польше.
Второй знак — девочка с шариком (с «чупа-чупсом»? — до сих пор с женой спорим), на желтом квадрате. Ставится в местах, где дорогу часто переходят дети (возле школ и т.п.).
Не знаю, чем поляков не устроил стандартный знак «Осторожно дети!», (он у них тоже есть), но, вот… чисто польский его вариант. Больше нигде вы такого знака не увидите
Пожалуй, еще одной особенностью знаков можно выделить то, что европейцы зачастую используют для обозначения начала населенного пункта не табличку с названием города на белом фоне (как у нас), а вот такую табличку:
Она есть и в наших ПДД, но у нас она используется не часто. А у них, в половине стран, вы вначале проезжаете синий (или, бывает, зеленый знак) с названием населенного пункта, а знак начала населенного пункта (который выше), стоит отдельно и чуть дальше.
Вот на этом фото видно, если присмотреться, что за табличкой с названием поселка, чуть дальше по дороге стоит табличка обозначающая, собственно, начало этого поселения:
А вот еще одна такая: (Фото взяты для примера с карт Гугла).
Я на этом заостряю внимание, потому что, для наших дорог это нехарактерно, и такие таблички не бросаются в глаза. Мы ждем белую табличку с названием города, вот тогда мы понимаем, что мы въехали в город, и скорость нужно сбросить
И не зная этой особенности, можно «прозевать» тот факт, что вы въехали в какой-то населенный пункт и случайно превысить скорость, (и неслучайно получить штраф за превышение).
Впрочем, таблички обозначающие начало населенного пункта аналогичные нашим, (с названием населенного пункта на белом фоне) в Европе тоже применяются, это зависит от страны. Но с ними-то все понятно.