Минусы
Анализируя недостатки стоит отметить, что их намного больше, но они менее существенные чем плюсы. К минусам можно отнести:
- Топливо. Чтобы двигатель работал качественно и не выходил из строя долгое время, топливо должно быть высокого качества и отвечать требованиям производителя. Иногда очень тяжело найти заправку в доступной близости с топливом нужного качества, из-за чего приходиться наматывать лишние километры. Стоит отметить, если обратиться в сервис на гарантийном сроке, первое, что сделают, проверят качество топлива в баке. Если оно не соответствует необходимым требованиям, ремонт придется делать за свой счет. Также проблемой является застывание топлива при низких температурах, что особенно актуально в нашей стране, это происходит из-за наличия в составе большого количества парафинов. Поэтому зимой нужно заправляться специальным зимним топливом, которое дороже. При этом отличить на внешний вид качественное и низкокачественное дизтопливо невозможно.
- Стоимость. Если сравнивать два типа автомобиля, одинаковой мощности с одинаковой комплектацией, дизельный практически всегда будет дороже.
- Дополнительное оборудование. Учитывая сложности с эксплуатацией автомобиля на морозе, требуется использование дополнительного оборудования и аксессуаров. Иногда требуется дополнительный обогреватель салона, так как заводской может не справляться со своими функциями. Также иногда следует приобрести и установить сепаратор топлива с подогревом.
- Страховка. Стоимость страховки считается в процентном соотношении к стоимости автомобиля, из-за чего КАСКО на дизельные модели дороже чем на бензиновые.
- Обслуживание. Также стоит отметить, что обслуживания намного затратнее, но только если использовать некачественное дизтопливо. Если правильно обслуживать автомобиль, он будет ломаться намного реже. Стоит учитывать много факторов и не экономить на масле и расходных материалов, стоимость которых значительно ниже стоимость ремонта серьезной поломки.
Топливо
Первая особенность, с которой вам придется столкнуться при эксплуатации дизельного автомобиля – это дизтопливо. Именно солярка стала прародителем появления опаски отечественных автолюбителей к дизельным моторам. В прошлом качество этого вида топлива было ужасным (большое количество серы, смол, наличие воды), что становилось причиной многих неприятностей:
- снижение мощности;
- плохого запуска в зимний период. Дизтопливо, несоответствующее температурному режиму, имеет свойство изменять свою плотность (запарафиниваться). Отложения забивают фильтр, что приводит к ухудшению пропускной способности либо и вовсе к прекращению подачи топлива к ТНВД;
- ускоренный износ ЦПГ. Большое количество серы, которое при сгорании образовывает оксид, оказывает коррозионное воздействие на детали ЦПГ. Также сера окисляет моторное масло, что привод ухудшению его смазывающей способности. Повышенное содержание в дизтопливе серы приводит к образованию нагара и лаковых отложений;
- поломка дизельной аппаратуры. Топливо, которое заливали в первые пригнанные дизельные машины, было слишком «тяжелым». Люди не понимали жестких требований, которые предъявляет к топливу двигатели цикла Дизеля, поэтому могли заправить машину даже паровозной соляркой. Разумеется, «переварить» такую пищу детища зарубежных инженеров не могли.
Современные реалии
К счастью, ситуация с тех пор изменилась. На всех АЗС заправиться топливом, которое полностью соответствует высоким европейским нормам экологичности, вы не сможете, но найти ряд проверенных заправок с хорошим дизелем у вас точно получится. Поскольку общий уровень качества топлива далек от идеала, можно обозначить первые минусы эксплуатации дизельного мотора:
- засорение клапана EGR. Клапан рециркуляции отработавших газов используется для подмешивания к чистому воздуху части выхлопных газов, что позволяет улучшить экологические показатели мотора. Подобная система применяется и на бензиновых моторах, но вследствие особенностей сгорания дизельного топлива, засорение происходит быстрей. К последствиям можно отнести падение мощности и появление знака Check Engine на приборной панели;
- ускоренный износ сажевого фильтра, который на дизельных автомобилях забивается гораздо быстрей бензиновых аналогов. Забитый катализатор приведет к падению мощности и появлению Check Engine. Стоимость сажевого фильтра нельзя назвать демократичной. Удаление сажевика в обязательном порядке сопровождается корректировкой прошивки ЭБУ. Не во всех районных центрах найдутся специалисты, которые смогут прошить редкие либо новые дизельные моторы.
Что с железом
Внутри камеры сгорания дизельное топливо воспламеняется от контакта с горячим воздухом, температура которого повышается вследствие сжатия поршнем. Иными словами, происходит самовоспламенение и последующий взрыв. Для нагнетания высокой температуры нормальная степень сжатия мотора, работающего на дизтопливе, составляет 19:1, что на практике дает 18-22 Атм компрессии. (более подробно об устройстве и работе дизельных “сердец”)
Все это выливается в огромные ударные нагрузки, прилагаемые к деталям ЦПГ. Отчасти поэтому дизельные двигатели более шумные и вибронагруженные. Но минусы двигателя цикла Дизеля от этого не увеличиваются, поскольку в конструкцию заложен повышенный уровень прочности.
Особенности устройства и стоимость обслуживания
В конструкции дизельных двигателей отсутствуют:
- свечи зажигания;
- высоковольтные провода;
- катушки зажигания либо модуль зажигания.
Соответственно, средства на замену этих расходников тратить не нужно.
Принципиальные отличия в устройстве двигателя обозначены наличием:
- топливного насоса высокого давления (далее ТНВД), который нагнетает давление, необходимое для создания топливного «тумана» и полноценного сгорания топливно-воздушной смеси;
- форсунки, с помощью которых происходит распыление дизтоплива. Дизель – это всегда прямой впрыск топлива;
- свечи накаливания. Они подогревают воздух в камере сгорания перед холодным пуском. Родные свечи без проблем ходят до 100 тыс. км.
Сложно говорить о ресурсе других элементов. На данный момент на просторах нашей отчизны колесят как старые дизельные авто с полностью механической регулировкой продолжительности и угла впрыска, так и машины с электронно-управляемой топливной аппаратурой. Наиболее часто встречается система Common Rail.
Подавляющее большинство моторов цикла Дизеля оснащены турбиной. При правильных интервалах замены масла система турбонаддува «ходит» минимум 100-150 тыс. км. Ресурс ТНВД, форсунок зависит от сложности устройства, а также фирмы изготовителя (Bosch, Siemens, Delphi, Denso и т.д).
Ремонт и траты на обслуживание
Как я писал сверху и тот и другой моторы являются четырехтактными и вроде бы отличий не так много, но разница в ремонте может доходить в два раза, бензиновый агрегат будет стоять дешевле.
Но почему так? Этому есть логичное объяснение:
- Нет конкуренции — зачастую дизели делают не все станции в городе (я ба даже сказал единицы), а поэтому стоимость вырастает.
- Дизельные варианты в основном на грузовых машинах или коммерческом транспорте – по умолчанию ремонт дороже.
- Дорогие автомобили – уж так повелось у нас в стране, что обычных седанов или хетчбеков с «тяжелым топливом» очень мало! Я бы даже сказал вообще нет, а как правило такими агрегатами комплектуются крутые внедорожники, а на них норма/час значительно дороже.
Что же касается эксплуатации, то обслуживать дизель — нужно ровно в два раза чаще, то есть проходить ТО и заменять масла. Если на варианте с бензином вы проходите по 15 – 20000 км. То с соляркой такое не прокатит, там интервал зачастую около 7500 – 10000 км, да и масло стоит намного дороже.
Небольшой пример моих знакомых: — у одного «TUAREG – дизель» у другого «AUDI Q7 – бензин», по сути машины практически одно и тоже, у АУДИ платформа правда немного вытянута, но не суть – замена масла примерно 8,0 литров «у обоих», не буду сейчас считать в граммах. Так вот – «ТУР» меняет чаще через 7500 км, один литр рекомендованного масла – около 1000 рублей! ТО есть 8 литров это – 8000 рублей, причем выбор масел не такой, как хотелось бы.
НА АУДИ, замена через 10000 км, просто покупаем две канистры по 5 литров, хорошее масло (для ТУРБО), стоит примерно 2000 рублей канистра, то есть 4000 рублей, да еще и остается два литра. Вот и посчитайте.
В общем обслуживание дизеля, причем если взяли б/у под 100000 км. – выйдет в копеечку, однозначно нужно будет смотреть ТНВД и форсунки. Бензин в этом случае намного выигрывает, даже если нужно чистить топливную систему, это будет стоить вполне нормальных «подъемных» денег для каждого владельца.
Достоинства и недостатки
Конструктивные особенности этих разных типов моторов достаточно существенны. Но не каждый потенциальный владелец автомобиля готов разобраться в этих отличиях с технической точки зрения. Для таких автолюбителей достаточно знать основные характерные достоинства и недостатки, которые присущи каждому из типов моторов. Бензиновый двигатель отличается такими очевидными достоинствами.
- Возможность получения высокой удельной мощности – кВт (л. с.) – с единицы объема мотора. На современном этапе это порядка 100 л. с. с 1 л.
- Невысокий расход топлива. Этот показатель можно получить при щадящем режиме движения. Например, при движении по шоссе на 5-6 передаче при количестве оборотов до 2000 в минуту.
- Устойчивый запуск при любой температуре. Бензиновый мотор легко запускается при отрицательных температурах.
- Хорошие динамические показатели автомобиля. Бензиновый мотор легко раскручивается до 5-6 тыс. об/мин, благодаря чему автомобиль легко может ускоряться.
- Более простая конструкция систем двигателя и доступность ремонта и обслуживания.
- Современный бензиновый мотор является более экологичным при исправном техническом состоянии.
Устройство бензинового агрегата В то же время можно отметить некоторые недостатки бензиновых моторов.
- Сравнительно больший расход топлива при несколько более высокой его стоимости.
- Невысокий крутящий момент.
Указанные недостатки не позволяют эффективно использовать бензиновые двигатели для грузоперевозок, в промышленности и сельском хозяйстве. Какими достоинствами будет выделяться дизельный силовой агрегат?
- Низкий расход топлива.
- Высокие показатели крутящего момента. Этот говорит о том, что при сравнительно невысокой номинальной мощности машина получает хорошую тягу в любых режимах движения.
То же время дизельные моторы имеют следующие характерные недостатки.
- Ограниченность использования при отрицательных температурах. Уже после температуры -15 °С использование дизельного мотора связано с повышенным его износом.
- Более сложное устройство систем двигателя. В первую очередь нужно учитывать сложность и дороговизну в обслуживании топливной аппаратуры – топливного насоса и форсунок.
- В связи со сложностью агрегатов мотора дизельный двигатель стоит при остальных равных показателях на 20-30 процентов дороже в отношении своего бензинового конкурента.
Характеристики двигателей
Количество цилиндров двигателя
Дизельные двигатели меньше нагреваются
Дизельные силовые агрегаты всегда работают на более низких температурах по сравнению со своими бензиновыми аналогами. Дело в том, что из-за более эффективного сжигания топлива дизельные моторы меньше вырабатывают тепла, получаемого при воспламенении топлива. Например, дизельный мотор использует примерно на 40 процентов меньше топлива, для того чтобы выработать ту же мощность, которую вырабатывает того же объема бензиновый двигатель. Именно поэтому дизельный мотор выделяет гораздо меньше тепла в результате воспламенения топлива.
Главная причина почему дизельному двигателю для производства энергии необходимо меньше топлива, это более высокая степень сжатия, а также особенность впрыска топлива в камеру сгорания.
В отличие от бензиновых двигателей в дизелях топливо не впрыскивается до тех пор, пока поршень не будет находится в верхней части такта сжатия.
Также из-за особенностей дизельного топлива которому требуется высокая степень сжатия для воспламенения, в дизельных моторах топливо меньше подвержено самопроизвольному воспламенению.
Дизель: минусы
холодный пуск
Зимой владельцы бензиновых ДВС ликуют: им не нужно переходить на «зимнее» топливо , строго следить за качеством масла, менять топливный фильтр и думать о покупке предпускового подогревателя. В то время как дизель греется только в движении и остывает быстро — да и просто может не завестись, если владелец халатно подошел к обслуживанию.
О том, как правильно запускать дизель зимой, мы писали здесь
чувствительность к топливу
Отечественное топливо несравнимо с европейским. Но если бензин более-менее «переварит» сомнительный АИ-92, то всего одна заправка плохим ДТ может убить форсунки и топливный насос на дизеле. Ну а если эти детали топливной аппаратуры умрут, владельцу придется раскошелиться на дорогостоящий ремонт и замену. Сумма того и другого неприятно удивляет.
расходы на ТО
Чтобы дизель жил долго и счастливо, ему просто показано качественное обслуживание. Масла и фильтры нужно менять каждые 5-7 тыс. км, не полагаясь на заверения производителя. Опять же, если выйдет из строя ТНВД и форсунки, решение проблемы окажется дорогостоящим. Зато после замены эти узлы не доставляют владельцу неприятностей ближайшие 100-200 тыс. км.
задумчивость
Дизельные агрегаты в большинстве своем все же не предназначены для рейсинга. И вряд ли стоит ожидать от полуторалитрового дизеля, что он будет «рвать» машину с места по аналогии с мало-мальски приличным инжектором.
Дизельные ДВС
Двигатели такого типа обладают повышенной эффективностью, из-за чего их часто применяют в грузовых машинах. Практически каждая крупная компания-производитель легковых автомобилей имеет несколько моделей, которые обладают дизельным двигателем. Европейские страны начали постепенный переход на дизельное топливо, из-за чего производство автомобилей с таким двигателем постоянно увеличивается.
Работает дизельный двигатель следующим образом: топливо проникает в камеру сгорания, где смешивается с воздухом и воспламеняется. Камера сгорания бывает двух видов: разделенная и неразделенная.
Степень сжатия в таких двигателях значительно выше, чем в бензиновых. Из-за этого приходится использовать более крепкие детали.
Что представляет собой дизельный двигатель?
Несмотря на активное развитие электромобилей, большую часть отечественного рынка занимают дизельные и бензиновые модели. Задумываясь о покупке именно дизельного агрегата, следует изучить все тонкости дизельных автомобилей.
Бензиновые и дизельные автомобили тяжело отличить на первый взгляд, это связано с тем, что главное отличие заключается в двигателе. Практически все остальные детали и узлы могут быть идентичными, и подходить для моделей разного типа.
Конструкционные отличия двигателей связаны с особенностями используемого топлива. Для воспламенения бензина нужна свеча зажигания, которая воспламеняет поступающую в цилиндр смесь бензина и воздуха. Для воспламенения дизельного топлива свеча не нужна, воспламенение происходит из-за высокой температуры воздуха, сжимаемого в цилиндре перед подачей топлива.
Исходя из этих особенностей, каждый тип двигателя имеет преимущества и недостатки. Потому задаваясь вопросом, стоит ли покупать дизельный автомобиль в России, стоит изучить все тонкости и особенности.
Рядный шестицилиндровый
Объект привязанности инженеров, рядная шестерка является результатом прикрепления двух дополнительных цилиндров к рядному четырехцилиндровому двигателю. BMW любит их, Toyota частенько использовала такие двигатели тоже, сделав один из самых известных своих моторов – 2JZ. Так что такого особенного в этой шестерке?
Преимущества:
Рядная шестерка изначально сбалансирована;
Компоновка в сочетании с порядком воспламенения смеси в цилиндрах создает практически самый «гладкий» в работе мотор. В плане уменьшения вибраций круче могут быть только V12 и оппозитные 12-цилиндровые моторы, которые являются следующим шагом в эволюции, так как они представляют собой сдвоенные шестицилиндровые моторы, соединенные вместе;
Но по сравнению с «V»-образными компоновками производственные затраты на один блок со всеми цилиндрами в одной плоскости весомо снижаются;
Простой дизайн, легко работать с двигателем и чинить его. Также как с рядным четырехцилиндровым мотором.
Минусы:
Капот должен соответствовать длине силового агрегата, автомобиль должен быть средних размеров;
Не идеальное решение для переднеприводных автомобилей;
Высокий центр тяжести, особенно в сравнении с оппозитными моторами;
Конструкция не настолько жесткая, как «V»-образные двигатели, так как мотор – длинный и достаточно узкий.
Вот краткое видеообъяснение принципа работы шестицилиндрового мотора:
Режим работы электродвигателя с непериодическим изменением частоты вращения и нагрузки — типовой режим S9
Правильная эксплуатация
Неправильная эксплуатация может погубить даже самый надежный мотор.
Продлить ресурс дизельного двигателя, и получать удовольствие от владения автомобилем вам поможет выполнение несложных правил:
- дизельные двигатели с турбонаддувом очень требовательны к качеству масла и топлива. Заливайте только то масло, которое соответствует требованиям, установленным для вашего ДВС. Заправляйтесь только на проверенных АЗС;
- проводите ТО топливной аппаратуры и системы предпускового подогрева в соответствии с заявленными производителем нормами. В этом случае у вас не возникнет проблем с запуском дизельного двигателя в холодное время года. Эксплуатация агрегата с неправильно работающей форсункой впоследствии может привести к дорогостоящему ремонту ДВС;
- после активных поездок турбина нуждается в охлаждении. Не глушите мотор сразу же. Дайте ему поработать некоторое время на холостых оборотах;
- избегайте запуска «с толкача». Такой способ оживления мотора может причинить большой вред кривошипно-шатунному механизму вашего ДВС.
Современные инновационные технологии и прогрессивный маркетинг позволяют людям выбирать из автомобилей, которые они могут себе позволить. Нам всё меньше приходится идти на компромисс и жертвовать отдельными параметрами. Особенно эта тенденция заметна в процессе эволюции дизельных автомобилей.
https://youtube.com/watch?v=iNPYfAR4b7k
Недостатки дизельного двигателя
Казалось бы, современный дизель не только не уступает бензиновому, но и превосходит его по целому ряду важных показателей. Однако на практике дизельный ДВС также имеет несколько существенных недостатков. По этой причине, особенно на территории СНГ, многие водители все равно выбирают бензиновые авто. Давайте разбираться.
Прежде всего, необходимо начать со стоимости. Дизельный автомобиль, в среднем, изначально стоит на 25-35% дороже аналогов на бензине (в зависимости от типа и класса авто).
Даже с учетом того, что дизельные ДВС стали более оборотистыми, машины с таким мотором все равно менее скоростные. Еще нужно добавить, что дизельный мотор тяжелее бензинового, что влияет на развесовку авто, его динамические характеристики и управляемость.
На дизелях с «механикой» нужно чаще переключать передачи. Если же на дизельном авто установлена автоматическая или роботизированная КПП, ресурс коробки может быть меньше, чем на точно такой же бензиновой модели. Причина — КПП необходимо выдерживать значительный крутящий момент.
Дизельный двигатель медленнее прогревается. Причиной является то, что КПД дизеля выше, то есть меньшее количество энергии от сгорания дизтоплива расходуется на тепло. В результате мотор более производительный, но меньшее тепловыделение также означает, что такой агрегат одновременно «холодный».
На практике это проявляется таким образом, что греть дизель на холостом ходу бесполезно. Этот мотор нужно прогревать в движении, то есть под нагрузкой. Получается, если машина с таким ДВС эксплуатируется для коротких поездок по городу, мотор попросту не будет успевать выйти на рабочие температуры. В результате ресурс агрегата сокращается.
Что касается комфорта, многие владельцы дизельных авто без специального дополнительного подогрева салона отмечают медленный прогрев внутрисалонного пространства в зимний период.
Проблема холодного пуска и затрудненной эксплуатации в зимний период в значительной мере касается именно дизельных моторов. Прежде всего, солярка имеет свойство замерзать и парафинизироваться на морозе. Чтобы этого не происходило, с наступлением холодов в горючее отдельно добавляются специальные присадки. Другими словами, дизельное топливо делится на зимнее и летнее.
Дизельный двигатель дороже обслуживать и ремонтировать. Такие моторы обычно требуют больше масла, необходимо чаще менять смазку и фильтры. Как правило, с учетом качества топлива в СНГ и ряда других особенностей эксплуатации, межсервисный интервал для дизеля сокращен на 40-50%.
Даже с учетом того, что дизельный мотор имеет больший срок службы до капремонта, сам ремонт обходится намного дороже по сравнению с бензиновыми агрегатами.
Все современные дизели турбированные, а также оснащаются сложными высокотехнологичными системами топливного впрыска. По этой причине к качеству смазки и топлива, а также к общему состоянию ДВС выдвигаются повышенные требования
Важно понимать, что дорогостоящую дизельную топливную аппаратуру можно «убить» одной заправкой горючим низкого качества или неподходящим видом топлива
Справедливости ради отметим, что для жителей крупных городов вопрос с топливом стоит не так остро. Однако этого нельзя сказать о тех автолюбителях, которые проживают в сельской местности или регулярно заправляют дизельную машину на мелких АЗС вдоль трасс во время поездок. Проблема найти качественную солярку в этом случае остается достаточно актуальной.
Надежность турбины на дизеле и отдельных элементов системы питания (например, ТНВД или насос-форсунки) далеко не такая, как у самого мотора. Ремонт или замена указанных деталей является достаточно затратным мероприятием.
Также следует добавить, что диагностики и ремонт современных дизельных двигателей требует наличия дорогостоящего оборудования и профильных специалистов. Как правило, не на каждом СТО есть квалифицированные мастера по дизелям, а сама стоимость любых манипуляций с таким мотором и его системами однозначно будет выше.
Повышенные шумы, а также более высокий уровень вибраций все равно можно отметить даже на самом современном дизельном двигателе, если сравнивать его с бензиновыми аналогами. Хотя разница не так критична, но все же присутствует.
Бензиновый & Дизельный двигатель. Плюсы и минусы
Несмотря на то, что большинство европейских авто работают с дизельным типом мотора, в России наиболее распространены автомобили с бензиновыми двигателями. И связано это не с высокой стоимостью дизельных версий авто, а в том, что в умах российских автомобилистов,кроется страх связанный с качеством самого дизельного топлива и суровыми климатическими условиями.
С одной стороны, опасения верны. Но, с каждым годом, технологии совершенствуются, а также ужесточаются требования к самому топливу.
Несомненно их принцип работы схожий, но несмотря на это, они имеют ряд отличий, и каждый из типов моторов, имеют свое преимущество.
Следует начать с того, что оба силовых агрегата работают в четыре такта:
Главное отличие заключается в способе воспламенения топлива.
Поскольку бензин — это летучая смесь которая легко испаряется и смешивается с воздухом, то для ее воспламенения достаточно небольшой искры от свечи зажигания.
ДТ, плохо смешивается с воздухом, а потому воспламеняется только при высоком давлении которое создается внутри мотора, и более того, оно воспламеняется за счет этого давления, а не от искры которую вырабатывает свеча зажигания.
Именно поэтому в дизельных двигателях используется топливный инжектор, а в бензиновых — свечи зажигания.
Также еще одно отличие — это то, что автомобили с бензиновыми моторами работают более тихо. Это объясняется тем, что процесс сгорания предварительно-смешанной смеси более плавный. А в дизельном, сгорание может начаться, где угодно в камере сгорания, а процесс оказывается неконтролируемым. Также именно по этой причине, дабы избежать сильной вибрации и шума, дизельные моторы имеют более массивную конструкцию.
А если залить в авто с бензиновым двигателем дизель и наоборот?
Так как дизель плохо смешивается с воздухом, то искра от свечи зажигания не приведет к воспламенению и машина попросту не заведется.
Если же залить бензин в дизельный мотор, то мотор получит серьезные повреждения. Так как бензин крайне летучая смесь, и впрыскиваясь в камеру с сильно сжатым и горячим воздухом, то вместо воспламенения получится взрыв.
Плюсы и минусы Дизельного мотора
1. К главным плюсам дизельного двигателя, можно отнести высокий КПД, а это приводит к более высокой отдаче и высокому крутящему моменту. Особенно эта тяга заметна на низких оборотах, которая так необходима для внедорожников. Где при движении по бездорожью на низких оборотах требуется более высокая тяговитость.
2. Низкий расход топлива. В некоторых случаях разница с бензиновым мотором составляет более 30%.
Разумеется при маленьких пробегах это будет не так заметно, как если взять значительный промежуток времени или километраж и сравнить разницу.
3. Дизельное топливо более безопасно. Так как оно плохо смешивается с воздухом, его не удастся просто так поджечь окурком от сигареты или спичкой. Также снижается риск воспламенения автомобиля при аварии.
4. Неприхотливость. При должно и своевременном обслуживании дизельного мотора, его ресурс может превысить 1 млн. км. Такой тип двигателя, можно подвергать нагрузкам, например: буксировать тяжелые грузы или раскручивать движок.
А теперь к минусам:
- Дизельные комплектации авто, более дорогие. И экономия на топливе, может быть сведена к нулю некоторыми видами дорогостоящих ремонтов.
- Плохо заводится в мороз. Все дело в том, что ДТ при низких температурах густеет и двигатель может просто не завестись. Но, во избежание подобных ситуаций, ДИ бывает зимним и летним.
Вы нам очень поможете, если поставите » Палец вверх » и Подпишитесь на канал Впереди вас ждет еще много всего полезного!
Источник