Большое число разновидностей строительной техники спровоцировало разработку и изготовление всевозможных агрегатов, предназначенных для ее перевозки. Сезонный характер эксплуатации подразумевает периодическое перемещение машин к месту эксплуатации.
Перевозка строительной техники, такой как экскаватор, бульдозер, погрузчик и др., чаще всего доверяется логистическим компаниям. Для такого рода доставки используются специальные приспособления и агрегаты – прежде всего, тралы. Приобретение таких автомобилей исключительно в собственных нуждах экономически нецелесообразно, так как дорогостоящее оборудование для перевозки будет использоваться редко, и его приобретение не окупится. В то же время, строительная техника не может добраться до места эксплуатации своим ходом: в большинстве случаев выезд на дороги общего пользования для неё ограничен или запрещен законодательно.
В этой связи наиболее целесообразным представляется доверить перевозку таких транспортных средств специализированной компании, имеющей необходимые для этого техническое оснащение и опыт доставки строительной техники. Ведь перевозка транспорта строительного назначения – непростой и трудоемкий процесс, требующий серьезного подхода к организации.
Особенности перевозки строительных устройств и агрегатов на разных этапах доставки:
- Проработка маршрута. Перемещение бульдозера, погрузчика или экскаватора – это, прежде всего, перевозка негабарита. Перемещение таких объектов разрешено только по дорогам, рассчитанным на соответствующие нагрузки. Кроме того, устанавливаются и ограничения по времени, в которое такие грузы могут перемещаться. Следовательно, негабаритные перевозки тралом требуют особого подхода: большое внимание уделяется в этом случае построению маршрута (учитывается вероятность образования заторов на дорогах, наличие на маршруте ж/д переездов и тоннелей), а также согласованию его с государственными контролирующими органами – прежде всего с ГИБДД.
- Использование специального оборудования. Как уже было упомянуто ранее, для перемещения строительной техники чаще всего применяется трал – низкорамная платформа либо прицеп, соединяемые с тягачом. У такой платформы либо прицепа пониженный центр тяжести, что позволяет перевозить даже очень габаритный груз, а также имеются трапы, по которым техника сможет подняться на платформу. Трал подбирается индивидуально под каждый случай перевозки, исходя из длины, ширины, высоты и массы груза. Например, перевозка балок чаще всего осуществляется специальными тралами — балковозами.
- Особая организация погрузки и разгрузки. Подходы к ней зависят от типа перевозимого устройства. К примеру, для гусеничной техники можно использовать обычный трап или приставную аппарель – техника легко сможет переместиться на них своим ходом. Однако для перевозки, например, статичных моделей, этот способ не подойдет: здесь потребуется погрузчик с манипулятором. Те же машины, которые имеют навесное оборудование (например, ковш стрелы экскаватора), требуют демонтажа такого оборудования на время доставки.
Существуют особенности перевозки тралом некоторых отдельных видов строительной техники.
Так, для перевозки кранов применяются тралы в виде прицепов с высокой степенью подвижности, возможностью ускорить сцепку и расцепку, а также особой прочностью рамы кузова. Кроме того, для снижения габаритов транспортного средства на время перевозки у крана необходимо демонтировать отдельные элементы, а также, при необходимости, некоторые другие узлы и агрегаты.
При доставке отдельных строительных машин учитывается тот факт, что у у них нередко имеются хрупкие элементы, которые не должны быть повреждены в ходе перевозки. Потому для перемещения используется трал в виде прицепа со специальными цепными ремнями и стяжками. На такой транспорте возможна перевозка крана, погрузчика или бетоносмесителя и любого другого строительного оборудования.