Трансмиссия
Помимо механической коробки передач, в паре с моторами могла использоваться одна из двух 6-скоростных АКПП: ZF (6HP19 — до 2007 г, 6HP21 — после 2007 г) или GM (6L45R). Автомат нуждается в регулярном обновлении масла, что гарантированно продлит ему жизнь.
С первым серьезным ремонтом коробок GM приходится сталкиваться после 200-250 тыс. км. Сдаются маслонасос, гидроблок или гидротрансформатор. Один из распространенных поводов для жалоб – толчки при переходах между 2 и 3 передачами. Как показывает практика, с такими симптомами коробка способна проехать более 200 000 км.
В случае с ZF вмешательство может понадобиться раньше. Срок службы соленоидов — около 100-150 тыс. км. Позже настает черед втулок, гидротрансформатора и гидроблока. Неприятности может доставить и мехатроник, чувствительный к состоянию масла.
Задний редуктор редко выходит из строя. После 200-250 тыс. км могут потечь сальники. Если вовремя не устранить течь и не следить за уровнем масла, то вскоре появится гул, информирующий об износе подшипников. За восстановительный ремонт придется выложить около 25 000 рублей.
Ходовая часть
«Икс Пятый» – достаточно дорогой, «навороченный» автомобиль, с неплохим уровнем комфорта, но подвеску мягкой назвать нельзя.
Вдобавок ходовая часть не всегда выдерживает нагрузку, так как подвеску БМВ Х5 Е70 часто «убивают» сами автовладельцы, эксплуатируя автомобиль по плохим дорогам на большой скорости.
Многие детали ходовой выполнены из алюминия, поэтому их приходится менять довольно часто.
Периодически выходят из строя:
- сайлентблоки рычагов;
- шаровые опоры;
- ШРУСы (в основном из-за порванных пыльников);
- стойки и втулки стабилизатора;
- ступичные подшипники.
Стандартные амортизаторы служат достаточно долго, а вот у пневматической подвески амортизационные стойки высокой надежностью не отличаются, к тому же стоят они дорого.
Собственники машин нередко покупают и устанавливают восстановленные пневмоамортизаторы, таким образом можно несколько сэкономить на запчастях.
Следует отметить, что по сравнению с автомобилем предыдущий генерации БМВ Х5 Е53 кроссовер в кузове Е70 по подвеске все же стал заметно надежнее, ходовая часть «Икс пятого» 1-го поколения не выдерживает никакой критики.
BMW X5: слабые стороны, бытовые болячки, проблемные места
Кроссовер BMW X5 появился первым в линейке марки, и в 1999 году это появление встретили на ура. Особенно машину полюбили в России из-за того что к X5 совсем не нужно привыкать: просто сел и поехал. Удобные сидения качественные материалы, логично расположенные кнопки на всех панелях и многое другое, сразу дают понять, почему люди готовы платить немалые деньги за этот автомобиль. Игрушка дорогая, но классная!
Кроссовер BMW X5 ракетой не назовешь, но 2,5 тонную машину, именно столько весит X5, 3-х литровый дизель передвигает без труда. Почему именно 3-х литровый? Потому что именно он, на мой взгляд, является самым оптимальным двигателем для этой машины, как с точки зрения динамики, так и сточки зрения надежности и экономичности. Да, и транспортный налог будет более-менее «человеческий».
Пару слов об автомате. Как таковых явных конструктивных недостатков у коробки нет, единственная проблема с перегревом. Вследствие резких ускорений, рывков и т.д., со временем, изнашиваются фрикционы, и если не следить за уровнем масла в коробке, она очень быстро выходит из строя.
Теперь по поводу надежности кроссовера. Вообще о надежности BMW слагают легенды, но, по-моему, это преувеличение. Как и всякая техника, BMW X5 имеет свои слабые стороны. Начнем с того что он очень чувствителен к топливу.
Плохое топливо может вывести из строя систему форсунок. Ещё одна распространенная болезнь — выход из строя турбины.
Специалисты рекомендуют при каждой замене моторного масла, менять валики очистки картерных газов, что увеличит срок её службы.
Есть и просто конструктивные недостатки. Например, во время дождя или мойки влага попадает на болт крепления кожуха двигателя и через него капает прямо на 6-ю форсунку. Лечится это просто — заменой перегородки на новую деталь. Баварцы свой промах учли и деталь доработали. Сред других проблем отмечу не долгую жизнь сажевых фильтров и катализаторов. Часто владельцы их вообще удаляют.
Что касается подвески, то для кроссовера она может кому-то показаться чересчур жесткой. Но с другой стороны, вы получаете отличную динамику и управляемость, так что все по-честному. К тому же, стихия BMW X5 — город. На серьезном бездорожье ему делать нечего. Но в условиях мегаполиса всё-таки есть два минуса: большой диаметр разворота и довольно тяжелый руль.
Большинство элементов подвески кроссовера BMW X5 сделаны из алюминия. Поэтому из-за большого веса машины они часто ломаются. Из основных поломок это: сайлентблоки, передние и задние рычаги, шаровые опоры нижних передних рычагов, подушки редуктора, а так же шрусы и втулки стойки стабилизатора.
По поводу электрики, тоже не всё гладко. Среди владельцев даже существует сравнение BMW X5 с новогодней ёлкой. То есть в любое время могут возникнуть глюки, ошибки, или что-то может перегореть, или выйти из строя.
Есть несколько способов это лечить, но главный — это перепрошивка блока управления. Ещё очень часто ошибки появляются после долгих стоянок, особенно зимой.
Виноват в этом только низкий заряд батареи, так что использование подзарядное устройство для аккумулятора решит эту проблему.
Не обошли стороной кроссовер BMW X5 и бытовые болячки, отказ привода люка одна из них. Но тут скорее виноваты сами владельцы, забывающие время от времени его чистить.
Ещё из бытовых проблем хочется отметить такие как: частое выпадение крышек омывателей фар, попадание воды в задние фары и «заедание» передних ручек открытия дверей.
А ещё в этот список смело можно добавить широкие пороги, перманентно пачкающие брюки водителя и гремучий багажник.
По статистике, более 80% владельцев 2-го поколения кроссовера BMW X5 остаются довольны своим автомобилем. Они любят его за харизму, дизайн, динамику, управляемость, качество салона. Но, а минус, по сути, только один — стоимость обслуживания.
Даже те, кто изначально был готов переплачивать за бренд, после первого ТО впадают в состояние легкого шока. Сегодня у дилеров продается новое 3-е поколение модели кроссовера BMW X5.
Прогресс этих автомобилей виден по всем параметрам и снаружи, и внутри.
Другим популярным среди россиян автомобилем считается кроссовер марки Volvo с индексом V40.
Суровая внешность, стильный дизайн и безупречное исполнение Вольво V40 Cross Country заставляют навсегда влюбиться в этого брутального «скандинавского викинга», для которого нет существенных преград.
И на бездорожье, и на скоростных трассах Volvo V40 показал превосходные результаты в тестах на проходимость и безопасность.
Техническое обслуживание
Покупая подержанный БМВ Х5 с пробегом, нужно быть готовым к тому, что ремонт и обслуживание будет стоить недешево.
Но если учесть, что новый «Икс пятый» в кузове F15 у официальных дилеров в 2016 году стоит 4-5 млн. рублей, приобретение кроссовера поколения E70 может быть оправданным.
Здесь важно не соблазняться низкой ценой, не лениться проверять состояние узлов и агрегатов в специализированном автосервисе у хороших специалистов. Лучше купить автомобиль несколько дороже, но в приличном состоянии, чем приобрести дешевый авто, а затем вложить в ремонт немалые деньги
Лучше купить автомобиль несколько дороже, но в приличном состоянии, чем приобрести дешевый авто, а затем вложить в ремонт немалые деньги.
В какой комплектации покупать X5 – личное дело каждого, хотя наибольшим спросом пользуются внедорожники с 3-литровым дизельным ДВС.
Видео — как не ошибиться при покупке «вторички» BMW X5 (E70).
Что это?
«Единичка» полна парадоксов, именно поэтому одни ее любят, а другие осуждают. Немецкий автопроизводитель создал «маленький» BMW на взрослых технологиях. Большинство компонентов общие с BMW 3 e90.
Баварцам пришлось сэкономить на пространстве в салоне. Все дело в концепции автомобиля: задний привод и идеальное распределение веса по осям в соотношении 50:50. Для этого двигатель был смещен назад за переднюю ось, что отразилось на количестве свободного места внутри. Но если водитель и передний пассажир не сильно обделены и чувствуют себя вполне комфортно, то на втором ряду ситуация совершенно иная. Водитель ростом 178 см едва ли усядется сам за собой.
BMW 1 гарантирует отличную позицию за рулем. По этому параметру «единичка» превосходит даже другие модели БМВ. Водитель BMW 130i может рассчитывать на максимально спортивную посадку. Ни в одном другом BMW вы не будете сидеть так низко и так далеко. Идеальное расположение за рулем сможет подобрать даже 2-метровый человек. Ощущения усиливают качественные спортивные сиденья с регулируемой боковой поддержкой и острый руль малого диаметра с толстым ободом.
Благодаря отсутствию запасного колеса, багажник способен вместить 330 литров поклажи. Проблема с «запаской» решается с помощью шин Run-Flat.
К сожалению, в остальном БМВ 1 не так хорошо, как конкуренты: бедные комплектации, качество отделочных материалов и сборки, несвойственные баварцу, и т.д. «Единичка», по меркам BMW, укомплектована очень скромно. Вы сразу же это поймете, как только попытаетесь отрегулировать ремни безопасности по высоте. Забудьте и о регулировке поддержки поясницы. На приборной панели нет даже указателя температуры охлаждающей жидкости. Ужасная аудиосистема имеет проблемы с качеством приема сигналов радиостанций.
К счастью, экономия не отразилась на безопасности, за которую отвечают шесть подушек, ABS, система стабилизации DSC и т.д. В краш-тестах по версии EuroNCAP хэтчбек заработал максимальные 5 звезд.
BMW X5 первого поколения: слабые места E53
Культовый автомобиль E53 относится к первому поколению BMW X5, которое сейчас уже снято с производства. Несмотря на некоторую «несовременность», транспортные средства этой модели остаются широко распространенными и часто встречаются на трассах страны. Причина – в их стильном продуманном дизайне, комфорте для водителя и пассажиров, а также в достаточно высоких технических характеристиках. Внедорожник BMW X5 E53, вопреки своему названию, предназначен исключительно для дорог или непродолжительных переездов по грунтовым трассам. Связано это с подвеской, которая является одним из самых слабых частей модели. К сожалению, после рестайлинга, проведенного в 2003 году, подвеска не была заменена, однако рейтинг автомобиля по данным краш-тестов вырос на одну звезду. Благодарить за подобные перемены следует новую полноприводную систему, шестиступенчатую автоматическую коробку передач и доработанный капот.
X5 первого поколения позиционируется как представитель Sport Activity, чему полностью соответствует его характер и управляемость. К сожалению, узлы электроники далеко не всегда выдерживают экстремальный режим вождения и периодически выходят из строя.
Профессиональный ремонт БМВ Х5 в Москве очень часто касается именно подвески и ходовой части, за что владельцу придется отдать круглую сумму. По отзывам пользователей, автомобиль не относится к классу экономичных именно по причине дороговизны замены комплектующих.
Если быть готовым к приобретению подержанных запчастей, можно существенно снизить свои расходы.
Рулевая часть начинает барахлить примерно после 60-80 000 км пробега. Первыми изнашиваются шлицы в крестовинах вала. Немного позже может появиться люфт в рейке.
Он вряд ли станет причиной резкой поломки всего авто, однако долго тянуть с заменой не стоит, поскольку зазор постепенно увеличивается.
Стоимость новой рейки колеблется в пределах от 100 до 125 000 рублей – это одна из наиболее дорогих «неизбежных» проблем, которые рано или поздно затронут любой E53.
Проводить ремонт БМВ Х5 E53 будет намного выгоднее и приятнее, если водитель сам внимательно следит за состоянием своего автомобиля. К примеру, заедание и слабость блоков пятой двери на первый взгляд кажется чем-то незначительным, однако неисправность может привести к более серьезным проблемам.
Из-за пыли и грязи в неплотно закрытой двери начинает заедать ее концевик и плафоны в салоне не гаснут. Если оставить все как есть, уже через пару дней аккумулятор будет значительно подсажен. Проведение химчистки также должно быть очень аккуратным, чтобы вода или химическое средство не попали на электронные контакты.
Обычные автомойки не жалеют воды и предпочитают работать с гарантией, хорошенько заливая автомобиль со всех сторон. Некоторые транспортные средства с высокой степенью герметичности нормально отреагируют на такое обращение, но вот E53 в итоге может потребовать ремонта.
Многие владельцы жалуются на быстрое перегнивание контактов плафонов подсветки номерного знака. Казалось бы, потеря не очень велика, но менять их приходится с определенной периодичностью, что в сумме тоже заставляет потратиться.
В целом БМВ Х5 E53 способен прослужить достаточно долго и доставить хозяину минимум хлопот, однако для этого необходимо регулярно проводить профилактический осмотр и своевременно менять мелкие комплектующие.
Часто задаваемые вопросы
У моего BMW большая желтая контрольная лампа и надпись «Неисправность двигателя! Снижение мощности ». Что я должен делать?
Если у вас есть это предупреждение, это означает, что есть серьезная проблема с вашим двигателем. Доехать до места назначения все еще можно, но вы должны изменить свой стиль вождения на «умеренный». Хорошая идея – съехать в безопасное место и заглянуть под капот. Исправьте проблему как можно скорее. Это сообщение может появиться на E60 E70 E90 E92 E65 F10 и т. Д.
Что на самом деле означает «вождение умеренно»?
Поскольку двигатель не работает идеально, не следует подвергать его сильной нагрузке. Избегайте резких ускорений и высоких оборотов двигателя. Езжай аккуратно
Кроме того, обратите внимание на любые признаки ненормальной работы. Необычный дым от выхлопных газов, дрожание двигателя или высокие температуры двигателя являются причинами для беспокойства.
У моего BMW есть индикатор «проверьте двигатель», но я не могу прочитать коды неисправностей?
Некоторые считыватели OBD2 способны считывать только обязательные коды трансмиссии (Pxxxx). Поскольку BMW более сложный, чем большинство автомобилей, он имеет множество кодов производителя. Для хорошего понимания движка вам понадобится сканер, способный считывать коды такого рода.
Стоит ли покупать?
На вторичном рынке выбор БМВ Х6 довольно широк, но цены высокие. В списке предложений присутствуют автомобили, как реализованные официально через дилеров, так и ввезенные из Европы и США
К последним надо относиться с особой осторожностью — многие из них имеют темное прошлое
Расходные материалы и регулярное техническое обслуживание не будут стоить дешево. Причем, техническое обслуживание BMW X6 – работа для профессионалов. Даже замена аккумуляторной батареи связана с вмешательством в электронику – автомобилю надо сообщить, что батарея новая и имеет такую же емкость.
Все понимают, что БМВ Х6 покупают не для решения практичных задач, а для того, чтобы произвести впечатление. А это, как известно, стоит денег.
Интерьер
Эргономика и функциональность салона находятся на очень высоком уровне
Качество отделочных материалов образцовое, и что немаловажно, они устойчивы даже при длительной эксплуатации X5 с большим пробегом
Первые потертости и износ элементов салона на боковых сторонах сидений появились только при пробеге, значительно превышающем 200 000 километров, но опять же – состояние салона зависит от того, как мы относимся к тому, что нас окружает.
На первых Х5-ых могут скрипеть стеклоподъемники, в большинстве случаев передних окон, так как они используются больше всего. Ранее компания проводила акцию по замене механизма стеклоподъемников, и наличие проблемы говорит о том, что возможно прежний владелец ее “пропустил”, поэтому менять придется сейчас свой счет.
Двигатели
Изначально БМВ Х5 второго поколения комплектовался атмосферными бензиновыми двигателями: рядной «шестеркой» N52 3,0si (272 л.с.) и V8 N62 4,8i (355 л.с.). А так же дизельным рядным шестицилиндровым агрегатом M57 рабочим объемом 3,0 л в двух исполнениях: 3,0d (235 л.с.) и 3,0sd — с двумя турбонагнетателями (286 л.с.). C 2008 года дизель 3,0sd (286 л.с.) стал обозначаться 35d, а в 2009 году появилась еще одна модификация 35d мощностью 265 л.с.
После рестайлинга в апреле 2010 года вместо бензиновых атмосферников стали устанавливать двигатели с турбонаддувом: 3-х литровый N55 35i (306 л.с.) и 8-ми цилиндровый V8 4,4 л с двумя турбинами N63 50i (407 л.с.). Сменились и дизельные моторы. Теперь они были представлены 3-х литровым N57 в исполнениях: 30d (245 л.с.), прежний 35d (265 л.с.), новый 3-х литровый с 2-мя турбинами 40d (306 л.с.) и с 2011 года M50d (381 л.с.).
Особенность бензиновых 3-х литровых моторов, собранных до ноября 2008 года – стук гидрокомпенсаторов на холодную или после нескольких коротких пробегов без полного прогрева. BMW в подобных случаях предписывал замену головки блока цилиндров в сборе. Более дешевый способ – замена только гидрокомпенсаторов. Но и в первом и во втором случае вскоре стук появлялся вновь.
3-х литровый атмосферник периодически требует замены клапана вентиляции картерных газов (КВКГ), встроенного в крышку клапанов. Причина – забиваются каналы отвода картерных газов, что зимой может привести к их перемерзанию и выдавливанию масла. Такая же проблема существовала и у предшественника. Несмотря на доработку, полностью избавиться от недостатка не удалось. Зато срок службы КВКГ увеличился до 50-60 тыс. км. Стоимость новой крышки у дилеров около 15-20 тыс. рублей, в магазинах автозапчастей – около 3-5 тыс. рублей. На данном моторе встречаются проблемы с системой газораспределения VANOS при пробеге более 100-120 тыс. км. При заклинивании клапанов системы двигатель начинает глохнуть после запуска, увеличивается расход топлива, а иногда и масла. Цена «лечения» – 11-16 тыс. рублей.
На автомобилях с двигателем 35i отмечено несколько случаев необходимости замены отказавшего ЭБУ мотора. Новый блок стоит около 100 тыс. рублей.
Атмосферный 4,8i, пожалуй, самый надежный в линейке двигателей Е70. При пробеге более 80-100 тыс. км может увеличиться расход масла из-за задубевших маслосъемных колпачков. К этому времени так же могут «потечь» сальники коленвала.
Битурбо 50i из-за турбонагнетателей в развале блока получает большие тепловые нагрузки. Расход масла 1-2 л на 1 000 км после 50-60 тыс. км – распространенное явление. Так же встречаются задиры в цилиндрах и износ турбин (начинают гнать масло). Практически лишен этих проблем аналогичный мотор в BMW X5M — благодаря лучшему охлаждению масла двигателя и самого мотора, за счет радиаторов большей площади.
Дизельные агрегаты требует замены топливного фильтра не реже чем раз в 40 000 км, но лучше чаще. Стоимость нового оригинального фильтра около 1600 рублей, аналога – около 900 рублей. Сажевый фильтр ходит более 100-120 тыс. км. Замена на новый у дилеров обойдется в 100 000 рублей. Более бюджетный способ – вырезать отслуживший свое фильтр и перепрошить ЭБУ двигателя.
Воздушный фильтр дизельного двигателя для правильной установки требует определенных навыков. Многие автомеханики, не имея их, пренебрегают технологией замены — грубо «впихивают» фильтр на свое место. В результате, происходит разрушение основания фильтра, и воздух, минуя его, напрямую попадает в двигатель. Это существенно сокращает ресурс мотора. С приходом морозов дизельные BMW X5 начинают запускаться с трудом. В подавляющем большинстве случаев вина за это лежит исключительно на «просевшей» аккумуляторной батарее.
На 3,0d встречается отказ вакуумного клапана турбины, а на 3,0sd – преобразователя давления турбин. Владельцы моторов БМВ Х5 с дизельным 35d отмечают наличие постороннего шума (напоминающего шум ремня или ролика), появляющегося во время интенсивного разгона в диапазоне оборотов 2500-3000 об/мин. Данный шум не прогрессирует и не является признаком неисправности. Звук только лишь раздражает владельцев.
Треснувший поддон двигателя – болезнь BMW X5 E70. В большинстве случаев причина – превышение момента затяжки сливного болта. Для замены поддона необходимо вывешивать двигатель. Новый поддон в официальных сервисах стоит около 25 000 рублей, а работа по замене потребует около 18 000 рублей.
Кузов
Качество покраски пожалуй на высоком уровне. Передним крыльям ржавчина не страшна, так как они из пластика, а в тех же местах где неизбежно появляется сколы, даже без покраски быстро ржаветь они не начинают, так как капот изготовлен из алюминия.
Если присмотреться к фарам, то на их нижней границы можно рассмотреть мелкие трещины, которые со временем разрастаются и если фара потеряет герметичность пострадать могут электронные блоки. Не рекомендуется экономить на качестве омывайки. Если зимой некачественная омывающая жидкость будет густеть, выдвинутые омыватели фар застынут торчащими из бампера и потоком неизбежно сорвет их крышки. Еще хуже если жижа застынет в форсунке омывателя заднего окна, тогда проходящая через весь салон трубка подачи жидкости разойдется и пострадает не только ковер, но и вся расположенная рядом электрика.
На рестайлинговых BMW X5 E70 на двери багажного отделения на стыке задних фонарей достаточно быстро теряется эффективность и вода начинает попадать внутрь, от этого неизбежно страдает плата фонаря, а его приходится менять в сборе.
На автомобилях с хромированными вставками по окантовке окон хром через 5-6 лет начинает облезать и мутнеть. Так же как и в других автомобилях краска на направляющей стекла спутываются и начинается подпленочная коррозия, причем коррозия появляется из-под уплотнителя.
У автомобилей старше 2011 года (X5 xDrive35i) перегородка над двигателем отличается очень ненадежным уплотнением, в котором имеется поролон, и который протекает во время сильного дождя или таяния снега. К сожалению, вода попадает на крайние форсунки рядных шестерок, соответственно с их электрикой получаются проблемы. Решить проблему герметизации возможно бутиловой лентой (Бутиловый шнур, деталь: 83190000537).
Сама перегородка моторного отсека под воздействием перепада температур со временем также пропускает воду, что касается практически всех автомобилей, которые эксплуатируются в определенных условиях. В свою очередь, это может привести к:
- неисправности топливных форсунок;
- коррозии в моторном отсеке;
- замыкание электрических компонентов;
- потеря мощности и коды неисправности – 4460 цилиндр 6; 4450 цилиндр 5; 4440 цилиндр 4. Симптомы более актуальны для дизельных BMW X5 xDrive30d, xDrive35d и xDrive40d;
Перегородка моторного отсека, в зависимости от ряда факторов послужит от 80 000 километров, поэтому рекомендует владельцам проверять состояние перегородок двигателя на наличие признаков износа. Для замены номера деталей следующие:
- левая перегородка: 51717169419;
- правая перегородка: 51717169420;
- центральная перегородка: 51717169421;
Вторая проблема в моторном отсеке связана под находится под крышкой справа по ходу движения. Под корпусом салонного фильтра расположен электронный блок управления двигателей со всей его проводкой.
Если не уследить за чистотой стоков в этом месте “купание” электронный блок управления двигателем не выдержит
В зеркалах расположены одни из камеры кругового обзора вместе со своими электронными платами, и они защищены от влаги не лучшим образом и могут сдаваться через 5-7 лет. Первым настораживающим симптомом становится помутневшая картинка на экране.
Проблема с дворниками – очень характерная болячка, срезает зубья у пластиковой шестерни редуктора и вся трапеция вместе с двигателем меняется только в сборе. Признаки поломки – не работают дворники.
В системе парктроника датчики и их проводка не отличаются надежностью, при чем при отказе единственного датчика либо его проводки от вырубается вся система. Об неисправности системы парктроника на экране бортового компьютера появится сообщение – “Сигнализация сближения при парковке”.
Как едет?
Озабоченность качеством интерьера пропадает уже после нескольких километров пути. Маленький BMW e87 очень шустрый. Сочетание заднего привода и идеальной развесовки по осям позволяет проходить любые повороты. За рулем BMW 1, чувствуешь себя, как в гоночном карте. Лихие виражи захватывают дух. Но будьте осторожны. В экстремальных ситуациях автомобиль ведет себя непредсказуемо, а глубина заноса из-за избыточной поворачиваемости может стать неприятной неожиданностью.
Хуже всего дела обстоят на сухом асфальт, за который «единичка» держится до последнего очень цепко. Но как только предел будет превышен, сцепление буде резко потеряно, и БМВ 1 превратится в неуправляемый снаряд (особенно с отключенной системой DSC). На мокрой поверхности та грань, за которой следует скольжение, ощущается лучше, а занос развивается плавней — есть время, чтобы исправить ситуацию.