Последствия гидроудара двигателя
В случае если удар жидкостью произошел на холостом ходу машины, то двигатель просто напросто заглохнет. При этом серьезных повреждений можно избежать.
Однако если мотор работал на высоких оборотах и произошел гидравлический удар поршня, то избежать серьезных повреждений деталей не удастся. В-первую очередь деформации будут подвержены шатуны и сам поршень, вкладыши коленвала и сам коленчатый вал.
Восстановлению мотор не подлежит, если в случае гидравлического удара поршень пробивает стенки цилиндра. Также поршень может просто заклинить в гильзе.
Важно! Дизельные двигатели ломаются более серьезно при гидравлическом ударе. Это связано с тем, что камера сгорания у них меньше, а степень сжатия топлива более высокая.. В случае движения на средних оборотах мотора, последствия гидравлического удара менее значительные, а иногда и вовсе можно избежать поломок
Однако если поломка все же произошла, то она, скорее всего, будет связана небольшим изгибом шатуна, что приведет к постоянному задеванию поршнем противовеса коленчатого вала. Постоянная деформация узлов будет неизбежно способствовать их выходу из строя
В случае движения на средних оборотах мотора, последствия гидравлического удара менее значительные, а иногда и вовсе можно избежать поломок. Однако если поломка все же произошла, то она, скорее всего, будет связана небольшим изгибом шатуна, что приведет к постоянному задеванию поршнем противовеса коленчатого вала. Постоянная деформация узлов будет неизбежно способствовать их выходу из строя.
Кроме этого, будет страдать и другие детали мотора, такие как: цепи, ремни, ролики и прочее. Стоит отметить, что коленчатый вал при таком ударе страдает в последнюю очередь. Он может сломаться, если гидравлический удар произошел и ему не придали значения. Постепенная деформация при высоких нагрузках со временем приведет к его поломке.
Таким образом, если машина ехала под ливнем или преодолевала водную преграду, и вдруг силовой агрегат начал стучать и заглох, то не следует его насиловать и заводить, чтобы не усугубить ситуацию.
Как происходит гидроудар двигателя?
Несмотря на серьезные последствия от гидроудара для его возникновения должны быть созданы определенные условия. Гидроудар относится к достаточно редким явлениям и, как правило, происходит случайно, но каждый автовладелец должен понимать, что такое гидроудар в автомобиле и как он происходит.
Чаще всего вода проникает в камеру сгорания через воздушный фильтр. Попадание воды хотя бы в один из цилиндров агрегата исправного ДВС неизбежно приведет к гидроудару, в результате чего ломаются механизмы двигателя, которые участвуют в работе цилиндров. В таком случае может быть несколько вариантов поломок, как с минимальными повреждениями, так и более серьезными, которые требуют замены одного или сразу нескольких элементов системы.
Существует две причины, по которым это может произойти:
- В первом случае автомобиль пытается преодолеть водную преграду с настолько высоким уровнем воды, когда она превышает уровень расположения воздухозаборника под капотом. Такого уровня воды оказывается вполне достаточно для попадания в воздушный фильтр.
- Во втором случае автомобиль на достаточно высокой скорости проезжает через впадину или глубокую лужу. При таких условиях вода быстро продавливается в доступный корпус воздушного фильтра и оказывается в одной либо нескольких камерах сгорания.
Стоит отметить, что в некоторых случаях гидроудар может возникнуть не только из-за попадания жидкости в цилиндры мотора, но и в результате неисправности. К таким неисправностям относится трещины ГБЦ или БЦ, а также разрушение прокладки ГБЦ, через которые в рабочие цилиндры попадает жидкость системы охлаждения двигателя. В данном случае гидроудар чаще всего возникает в момент запуска двигателя после длительного простоя, поскольку за этот период жидкость успевает накопиться в надпоршневом пространстве.
Эта проблема диагностируется на начальном этапе путем контроля уровня ОЖ и анализа цвета выхлопных газов. Если жидкость в расширительный бочок доливается без других причин или двигатель дымит белым густым дымом, тогда высока вероятность наличия трещин или проблем с прокладкой.
Важно! Помимо воды, также причиной гидроудара может стать моторное масло, которое после поломки турбины попадает в цилиндр
Что делать при гидроударе двигателя
В жизни вы не спутаете гидроудар с обычной неисправностью. При переезде лужи об остановке автомобиля вас известит характерный звук (хлопок). Многие водители по неопытности сразу пробуют завести мотор. Это большая ошибка! Ни при каких обстоятельствах после хлопка не следует поспешно возобновлять работу двигателя.
Прежде чем решить, что же делать, определим варианты происходящего:
- Вы внезапно получили гидроудар двигателя, его заклинило.
- Случился гидравлический удар, двигатель заклинило, одновременно с этим искривлённый шатун пробивает блок цилиндров.
- Вы полагаете, что в мотор уже попала вода, его не заклинило, просто заглох.
В первом и втором случае необходимо руководствоваться правилом «не навредить», срочно вызвать эвакуационную службу, которая доставит машину на место сервисного обслуживания.
Самый благоприятный только последний случай. Значит, двигатель заглох, так и не успев получить гидравлический удар внутри механизма. Возможно, вода попала в цилиндры, но уже в то время, когда мотор не работал. В этом случае есть шансы справиться своими силами.
Что можно делать после гидроудара самостоятельно? Первое, что нужно предпринять, выкатить машину на сухое место, не забудьте при этом установить знак аварийной остановки. Затем потребуется просушить свечи, для чего их выкручивают из двигателя.
Примечание! Владельцы автомобилей с дизельными моторами должны помнить, что для них последствия гидроудара более серьезные, чем у бензиновых агрегатов. В таким моторах отсутствуют свечи зажигания, а значит, и нет способа быстро продуть цилиндры. Поэтому выход здесь один – не гадать, что делать при гидроударе дизельного двигателя, а оперативно доставить авто в мастерскую.
Далее разберите корпус воздушного фильтра и удостоверьтесь, он сухой или влажный. Если обнаружится, что фильтр промок, то это говорит о том, что вода могла проникнуть и в двигатель, то есть вероятность гидроудара оказывается очень высокой.
Если вы опытный автолюбитель и хорошо знаете, что делать при гидроударе ДВС, то можно провернуть коленчатый вал. Знайте, что нельзя приводить в действие мотор, пока через свечные отверстия будет вытекать вода. Подождите, пусть все стечет, потом попробуйте завести автомобиль и дайте поработать мотору в холостую.
Но все-таки лучше обезопасить себя от возможного вреда двигателю, не стоит торопиться и делать ошибки. Вызывайте эвакуатор и отправляйтесь на ближайшую станцию техобслуживания, где опытные специалисты знают, что делать при гидроударе машины, смогут просушить двигатель и цилиндры, заменить фильтры и спасти мотор вашего автомобиля.
Стоит отметить, что выше описан наилучший вариант развития событий для водителя, когда требуется только просушить двигатель и заменить фильтр. Однако зачастую гидроудар приводит к важным проблемам – повреждению блока цилиндров, искривлённым шатунам и серьезному ремонту.
В тот момент, когда передняя часть машины пробыла более 10 секунд под водой, можно сказать с 100 % уверенностью, что вода все-таки окажется в двигателе
Важно вовремя принять защитные меры и снизить негативные последствия для двигателя машины от гидроудара.. Совет: самостоятельно удалить воду, попавшую в дизельный мотор, вам вряд ли по силам
Для этого понадобится специальное оборудование.
Совет: самостоятельно удалить воду, попавшую в дизельный мотор, вам вряд ли по силам. Для этого понадобится специальное оборудование.
Признаки гидроудара
Если мотор в результате гидроудара не заглох, и обследование его проводится не сразу, определить, имел ли место гидроудар, можно по некоторым признакам.
- Деформация воздушного фильтра (если он бумажный). Бумажный фильтр после высыхания покоробится. Если это явление имеет место, дальнейшее обследование на предмет гидроудара можно не проводить.
Но сейчас во многих автомобилях воздушные фильтры изготовлены из синтетических материалов, на которых вода следов не оставляет.
- В цилиндре над верхней мертвой точкой поршня всегда присутствует слой нагара.
Так как в результате гидроудара шатун становится короче, то и положение мертвой точки меняется: поршень опускается ниже нормального положения.
В результате ширина кромки нагара увеличивается ступенчато. Этот признак определяется визуально без каких-либо приспособлений.
Разницу между старой и новой границами нагара можно замерить обычной линейкой. Этот признак поможет даже в случае обрыва шатуна: ширина кромки нагара покажет, что до поломки шатун был деформирован.
Часто в момент гидроудара вода попадает сразу в несколько цилиндров. Это может привести к деформации соответствующих шатунов.
Разрушится первым наиболее деформированный из них. В этом случае осмотр остальных шатунов даст возможность определить, был ли гидроудар: пострадавшие шатуны будут иметь вид «змейки» в плоскости качания.
при изгибе шатуна оси его отверстий становятся непараллельными. Величина перекоса, в норме составляющая сотые доли миллиметра, становится видна невооруженным глазом.
На «юбке» поршня появится характерное контактное пятно. Кроме того, на поршне выше поршневого кольца образуется дополнительный контактный след. А противоположная зона огневого пояса покроется обильным нагаром.
В верхней части цилиндра (в месте касания поршня) поясок нагара сотрется, его кромка будет неровной, на ней могут быть риски от касания поршня. Ниже на цилиндре иногда можно наблюдать блестящие следы.
На вкладышах возникают следы «диагонального» износа (блестящие полоски), возникающие из-за того, что они тоже начинают работать с перекосом.
Уменьшенная на несколько миллиметров длина шатуна приводит к уменьшению степени сжатия. Вследствие этого в цилиндр поступает меньшее количество воздуха.
А так как форсунка продолжает подавать нормативное количество топлива, то нагара на стенках камеры сгорания образуется больше.
Это видно после разборки головки блока цилиндров: на внутренней поверхности пострадавшего от гидроудара цилиндра нагар будет темнее, чем в остальных.
Причины и последствия
Последствие гидроудара
Выезжать на улицу в дождливую погоду, когда уровень воды поднимается до уровня высоты колес, опасно не только для Вашей жизни, но и для жизни двигателя Вашего автомобиля. Тоже самое можно сказать и о езде по бездорожью, где много луж и приходится проезжать через мелководные речушки. Всего нескольких капель может быть достаточно для того, чтобы Вы заглохли и не смогли сдвинуться с места. Гидроудар двигателя – это авария, которая происходит вследствие попадания воды в двигатель, а вернее в его камеры сгорания, что становится причиной удара поршней двигателя об образовавшуюся водную пробку и выхода двигателя из строя. Чаще всего путь воды в двигатель пролегает через воздуховод. При этом, ситуации возникновения гидроудара могут быть разными:
если при движении на большой скорости неосторожно «влететь» в достаточно глубокую лужу, водитель сам вызовет давление, под которым вода влетит в воздушный фильтр и в камеры сгорания двигателя;
при очень высоком уровне воды, когда она сама без преград затекает внутрь воздуховода. Случается это только при сильных наводнениях или при езде на внедорожнике по речкам.. Почему вода, попадая в камеру сгорания, наносит такой удар по всей системе
Если сравнивать воду с воздухом и автомобильным топливом, то у нее отсутствует такое свойство, как сжимание под внешним давлением. Таким образом, если вода находится в поршне, то в момент сжатия (когда клапаны закрываются), при движении поршня вверх он упирается в неуступчивый барьер из воды, при этом давление в цилиндре возрастает в сотни раз. Однако, двигатель все же попытается завершить полный цикл и поднять поршень до самой верхней точки. Но поскольку цилиндру мешает вода, он полностью останавливается. Именно в этот момент и происходит гидроудар
Почему вода, попадая в камеру сгорания, наносит такой удар по всей системе. Если сравнивать воду с воздухом и автомобильным топливом, то у нее отсутствует такое свойство, как сжимание под внешним давлением. Таким образом, если вода находится в поршне, то в момент сжатия (когда клапаны закрываются), при движении поршня вверх он упирается в неуступчивый барьер из воды, при этом давление в цилиндре возрастает в сотни раз. Однако, двигатель все же попытается завершить полный цикл и поднять поршень до самой верхней точки. Но поскольку цилиндру мешает вода, он полностью останавливается. Именно в этот момент и происходит гидроудар.
Это напоминает похождения известного преступника, который ломал годами голову, пытаясь придумать способ вскрытия самого безопасного сейфа в мире, а в итоге просверлил в нем отверстия, наполнил резервуар водой и взорвал внутри питарду. Сейф разошелся с такой легкостью, будто он изготовлен не из каленой стали, а из картона. Чем больше воды попадает в двигатель – тем выше будет давление и тем жестче будут последствия такого рода явления. Чаще всего это могут быть погнутые шатуны, поломка поршней, пальцев поршней. Но самое катастрофическое, что может произойти, это разрыв непосредственно самого блока двигателя, что зачастую и случается.
Отличная иллюстрация гидравлического удара двигателя:
Но, как утверждают профессионалы, не только вода может стать причиной гидроудара. Хотя такие случаи происходят довольно редко, однако в двигатель может попасть и моторное масло. Происходит это в случае резкого выхода из строя турбины, бракованной еще при сборке или же в результате перелома самого вала турбины. Как результат, попавшее через ТКР масло приводит не к разносу двигателя, а к гидроудару. Сказать наверняка, что из этого лучше, очень сложно. В обоих случаях двигатель может прийти в состояние, уже не подлежащее ремонту.
Теперь только представьте себе, насколько высоко должно подняться давление в двигателе, чтобы произошел разрыв литого металла? К счастью, что подобные поломки не приводят к возгоранию всего автомобильного механизма, иначе пришлось бы менять не только двигатель, но и машину.
Восстановление двигателя после гидроудара
Оптимальный исход гидроудара – заклинивание двигателя. Как правило, причиной становится то, что погнутый шатун упирается в стенку блока цилиндров
В таких случаях очень важно не запускать мотор после гидроудара, так как последствия могут быть очень печальными. Автомобиль надо везти к специалистам, которые смогут провести требуемый ремонт
В большинстве ситуаций нужно менять поршневые пальцы и шатун.
Но бывает и так, что после попадания воды в цилиндры, происходит остановка двигателя. Коленчатый вал будет вращаться, однако поршни не будут делать всего такта, поскольку им мешает вода
В таких случаях очень важно сперва заглушить мотор и подождать несколько часов. Не стоит заводить автомобиль с «рывка», так как ни к чему хорошему это не приведет
Затем выкручиваем свечи и прокручиваем коленчатый вал с помощью стартера. Это приведет к тому, что вода сможет выйти наружу, после чего необходимо вкрутить свечи обратно и лишь после этого завести мотор.
Чтобы понять, что к поломке двигателя привел именно гидроудар, советуем просто вытащить воздушный фильтр. Если он накопил влагу, значит, был гидроудар двигателя. Необходимо проверить состояние всех элементов силового агрегата. Если машина успела простоять после данного происшествия несколько недель, поршневые кольца и стенки цилиндров уже могли подвергнуться коррозионным процессам. Иногда приходится растачивать и шлифовать стаканы цилиндров. Почти все мастера согласятся с тем, что деформированные шатуны ровнять не стоит. Оптимальное решение – покупка новых деталей.
Если на головке блока цилиндров вы заметили видимые повреждения, советуем отправиться на ближайшую СТО, где вам с радостью помогут.
Методы предотвращения гидроудара двигателя
Всегда нужно помнить о том, что лужи надо проезжать на низкой скорости. При этом мотор должен работать на высоких оборотах, но скорость не должна быть высокой. Идеальный вариант – движение на первой передачи, что позволит вам избежать остановки работы двигателя.
Если у вас еще нет достаточного опыта езды на автомобиле в сильный дождь, советуем вообще не выезжать в такую погоду. Еще один вариант – переждать ливень и продолжить движение через некоторое время. Нужно понимать, что водные процедуры машинам не нравятся, так как они могут привести не лишь к гидроудару двигателя, но и к повреждению электрической проводки авто.
Авто застряло в луже — как быть?
Если машина глохнет посреди лужи — не запускайте движок, не узнав причину остановки!
Если произошел гидроудар двигателя — признаки будут следующие:
- заметные повреждения мотора;
- подтекание масла;
- сырость воздушного фильтра.
При бензиновом движке следует:
- вывернуть каждую свечу зажигания;
- поднять любое из ведущих колес;
- на пятой передаче покрутить коленвал вручную;
- если он крутится и не стучит, воспроизведите действие, используя стартер — движок «выплюнет» жидкость в отверстия для свеч. Теперь только в сервис на буксире!
Для справки: вы же знаете, что на дизеле свечей зажигания нет? Выкрутите свечи накала или форсунки.
Если гидроудар двигателя произошел от воздействия антифриза, вы увидите, что:
- в расширительном бачке понизился уровень тосола;
- оявилась желтая пена (вода смешалась с маслом, образовав эмульсию);
- из выхлопной трубы клубами выходит белый дым — значит, пробило прокладку ГБЦ.
Ездим в сырую погоду безопасно
Узнайте, как не получить гидроудар двигателя:
- через лужи едем на малой скорости, не гоним впереди волну;
- избегаем ям и промоин, полных воды — объезжаем, а не переплываем;
- если регулярно ездите по трассам с глубокими «водоемами», рекомендуется установка шноркеля (это выносной воздухозаборник).
Как смягчить последствия гидроудара
Что же делать, если произошел гидроудар двигателя? Последствия этого и их решение зависит от множества факторов. После гидроудара двигатель нужно обязательно частично разобрать. Внимательному осмотру нужно подвергнуть ремень привода ГРМ, кривошипно-шатунный механизм. Часто требуется заменить некоторые детали или хотя бы отшлифовать их. Однако встречаются случаи более серьезного ремонта.
Если в результате гидроудара двигатель просто некорректно работает, то это можно считать везением. Обычно сбои в работе мотора вызывает деформированный шатун, упирающийся в стенку цилиндра. Если подобное случилось, не стоить заводить двигатель – это может повлечь еще более опасные поломки. Правильные действия в такой ситуации – доставить автомобиль на эвакуаторе на станцию диагностики. Там произведут грамотный ремонт мотора, заменив шатун и поршневые пальцы.
После попадания воды в двигатель поршни не могут пройти полный такт. Им мешает вода, находящаяся в цилиндрах. Поэтому крайне опасно пытаться завести двигатель после гидроудара. Особенно если попытка завести производится при помощи буксира. Так можно еще больше сломать двигатель.
Но и паниковать в случае гидроудара не стоит. Следует оставить машину на несколько часов с остановленным двигателем. Рекомендуется выкрутить свечи из цилиндров и прокрутить коленвал двигателя при помощи стартера. Эти действия дадут влаге возможность уйти из цилиндров. Затем свечи можно установить на место и попробовать завести мотор. При пуске двигателя нужно внимательно прислушиваться, нет ли посторонних звуков из-под капота. Наличие таких звуков говорит о механических дефектах в двигателе. Попытка эксплуатации такого силового агрегата приведет лишь к большему числу дорогостоящих в ремонте проблем.
Сложнее приходится в этой ситуации владельцам дизельных автомобилей. Дело в том, что в дизельных моторах отсутствуют свечи, следовательно, нет возможности продуть через свечные отверстия цилиндры. Как правило, гидроудар тяжелее сказывается на дизельных двигателях. В этом случае самым разумным решением будет доставка автомобиля эвакуатором в автомастерскую.
Ремонт мотора после гидроудара по объему работы эквивалентен капитальному ремонту. Ни в коем случае нельзя надолго оставлять автомобиль с залитым двигателем. Иначе из-за коррозии придется потом еще расточить и отшлифовать цилиндры.
Если нет возможности воспользоваться услугами эвакуатора, необходимо выполнить следующие действия:
- Если машина остановилась прямо в воде, необходимо вытащить ее на сухое место.
- Выключить зажигание.
- Снять свечи зажигания.
- Осмотреть воздушный фильтр. Если на нем имеется влага, необходимо выполнить следующий пункт. Если фильтр сухой – можно собрать всё на место и попробовать завести двигатель.
- Провернуть коленвал, наблюдая за свечными отверстиями. Появление в них воды – явный признак, что нельзя заводить мотор.
- Если воды в цилиндрах не обнаружилось, можно поставить свечи на свои места.
- Пробуем запустить двигатель.
Важно! Если моторный отсек машины находился под водой 10 секунд и более – почти 100 %, что в двигатель попала влага. Только строгое выполнение необходимых мер защиты позволит уменьшить до минимума последствия гидроудара для двигателя.
Как предотвратить гидроудары
Абсолютно закономерно и логично интересоваться тем, как можно избежать гидроудара двигателя.
Каждый прекрасно понимает, насколько неприятным явлением является этот гидравлический удар, и к каким последствиям он может привести.
Водитель имеет реальную возможность максимально обезопасить себя от подобных ситуаций. Чтобы минимизировать вероятность лично столкнуться с явлением гидроудара двигателя, следует учитывать несколько достаточно простых правил.
Максимальная величина брода. У каждой машины есть свои ограничения относительно того, насколько глубоко она может погружаться в воду. На многих внедорожниках это прописывается в качестве отдельного пункта технических характеристик. Но встречается и на легковых машинах. Суть заключается в том, чтобы не погружать воздушный фильтр в воду.
Оценка ситуации. Водитель едет по дороге и видит впереди лужу, брод или иную водную помеху. При наличии малейшей возможности избежать проезда по этому месту стоит ею воспользоваться. Объехать по обочине или найти другую дорогу куда лучше, чем потом устранять последствия гидравлического удара
Если же другого пути нет, форсировать нужно предельно осторожно. На минимальной скорости
Когда водитель видит, что машина погружается больше допустимого уровня, сдавайте назад. Ехать дальше очень опасно.
Шноркель. Это один из самых эффективных элементов для предотвращения гидравлических ударов. Шноркели являются специальными патрубками, которые устанавливаются на автомобили. В основном это делают на внедорожниках, чтобы двигатель всасывал воздух с максимально высокой точки. Это позволяет без опасений преодолевать даже самые глубокие водные преграды. В цилиндры вода не попадёт за счёт установленного шноркеля.
Стихийные бедствия. Если на ваш населённый пункт обрушился сильный ливень, начали выходить реки из берегов и наблюдаются сильные подтопления, машину лучше вовсе не эксплуатировать в таких условиях. Оказавшись в подобной ситуации, когда иного выхода нет, старайтесь выбирать дороги, проходящие по возвышенностям. В любой низменности вода может накапливаться в течение нескольких минут. Где ещё недавно автомобиль спокойно ехал по маленькой луже, вскоре машины начинают плыть. Преодолевая воду, не газуйте сильно. Если вода начнёт заливать капот, вы рискуете заглохнуть и стать заложником стихии.
Проверка воздуховодов. Её нужно проводить периодически, вне зависимости от дорожных условий, осадков и прочих факторов. Никогда не знаешь, когда столкнёшься с необходимостью преодолевать водное препятствие. При этом нужно быть уверенным, что в воздуховодах отсутствуют какие-либо повреждения.
Воздушный фильтр. Водителям рекомендуется периодически проверять его состояние, а также вовремя осуществлять замену. Неоднократно случалось так, что на фильтре появлялись пробои и трещины в результате длительной эксплуатации, либо из-за агрессивной манеры езды. Достаточно будет проехать под дождём, чтобы через эти отверстия в фильтр проникла вода, и двигатель столкнулся с гидравлическим ударом.
Объективно оценивая ситуацию, можно с уверенностью сказать, что гидроудары являются крайне опасными явлениями, способными спровоцировать серьёзные и дорогостоящие поломки.
Не имеет большого значения, насколько сильным или слабым был сам гидравлический удар. Почти в любой ситуации в дальнейшем требуется ремонт силовой установки. И намного лучше, когда такие ремонтные работы ложатся на плечи грамотных специалистов.
Что такое гидроудар двигателя
Несмотря на часто встречающееся выражение «гидроудар двигателя», не многие автовладельцы представляют себе суть этого явления и причины его возникновения.
Гидроудар – это результат резкого возрастания давления в подпоршневом пространстве. Обычно такое случается из-за попадания воды в цилиндры двигателя. Находясь на поверхности поршня, вода мешает полному сгоранию топлива.
Чаще всего вода попадает в цилиндры через воздухозаборник, то есть извне. Автомобиль заезжает в глубокую лужу, вода проникает в воздухозаборник и достигает цилиндров. Однако бывают случаи, когда в подпоршневое пространство попадет антифриз из системы охлаждения. Это происходит в случае прогорания прокладки ГБЦ.
Неисправная система подачи топлива тоже может спровоцировать гидроудар. Это случается, если в цилиндры подается большое количество топлива.
Выявить признаки гидроудара двигателя можно следующим образом:
- Осмотреть двигатель на признаки наличия влаги. Чаще всего воду можно заметить в коллекторе. Однако не всегда есть возможность его снять. В таких случаях нужно осмотреть воздушный фильтр. Последствия гидроудара будут хорошо заметны на фильтре – он будет влажный и деформированный. Не стоит тянуть с осмотром двигателя на предмет наличия влаги, ведь только что заглушенный мотор горячий, и вода быстро испарится.
- Нужно снять ГБЦ для осмотра цилиндров. У залитого влагой поршня полоса нагара будет больше, чем у остальных. Этот признак говорит о том, что искривлен шатун и поршень имеет меньший ход, чем положено.
- Смещение в сторону полосы нагара в одном из цилиндров также свидетельствует о гидроударе. Искривленный шатун прижимает поршень к одной стороне цилиндра, а на противоположной образуется больше нагара. В этом случае сторона поршня и стенка цилиндра, что сильнее прижимаются, будет иметь потертости и царапины.
- Гидроудар вызывает как изгиб, так и излом шатуна. Поэтому нужно внимательно осматривать поршень во время разборки двигателя. Наиболее вероятное место изгиба шатуна – непосредственно возле поршня.
- Цилиндр, переживший гидроудар, будет иметь большее количество нагара, чем исправные.
- При более глубокой разборке мотора можно увидеть, что вкладыши коленвала изношены неравномерно. Причина неравномерного износа – поврежденный цилиндр создает дополнительную нагрузку на коленвал.
Следует отметить, что обычно о гидроударе свидетельствует сразу не один, а все вышеперечисленные признаки.
Однако не всегда причина остановки двигателя автомобиля в глубокой луже – именно гидроудар. Влага может замкнуть контакты электропроводки, повредить датчики. К примеру, при попадании на датчик коленвала воды двигатель остановится, а на приборной панели высветится сигнал «Check Engine»
Как происходит гидроудар двигателя?
Наносимый урон зависит от соотношения объема жидкости и емкости камеры сгорания. Если первой немного, “нокаут” проходит незаметно для ДВС (при этом узел все равно страдает). В этом случае неприятности могут настигнуть вас в неожиданный момент — ТС просто встанет.
Как определить, был ли удар двигателя?
В описанном выше случае вы, скорее всего, эвакуируете неисправное авто в автосервис. Там специалисты вскроют “сердце” авто и обнаружат покореженную/застрявшую запчасть, “убитый” цилиндр, пробой блока и пр.
Как выглядят детали двигателя после гидроудара?
Исследование запчастей узла позволит определить, что стало причиной неисправности. Поломка подтвердится, если обнаружены следующие факторы:
- Если воды было мало и авто сразу не заглохло, определить проблему сразу практически невозможно. В этой ситуации проверяют фильтр. Бумажный элемент будет деформирован, а гофра искривлена. При синтетическом варианте следы высохших капель ищут на дроссельной заслонке и стенках воздуховодов.
- На стенке, выше участка остановки верхней части движущейся детали в позиции ВМТ, присутствует двойная кайма нагара.
- Один шатун вышел из строя — проверяют остальные. При взгляде на детали в плоскости качания “волнистая” геометрия (искривление — верный признак гидроудара двигателя).
- Заметный перекос осей, при котором на шатунной “юбке” просматривается овальное пятно контакта и с обратной стороны такая же “отметина” находится выше кольца. При этом зона огневого пояса имеет заметный слой “копоти”, который с противоположной стороны отсутствует.
- Неровная кромка “копоти” в верхней части цилиндра (характерный блеск внизу — свидетельство гидроудара на бензиновом двигателе).
- На вкладышах по краям появляются блестящие полоски — след от диагонального износа.
- “Мертвое” надпоршневое пространство увеличено. Нагар на головке темнее остального налета.
Основные последствия, которые вызовет гидроудар
Когда в цилиндрах идет сжатие, все клапаны закрыты. После того, как вода попала на поршни, те поднимаются в высшую мертвую точку, где и сталкиваются с несжимаемым телом. Как следствие, давление внутри цилиндров очень сильно возрастает. Поршень с немыслимой силой давит на шатун. Кроме этого всего, автомобиль продолжает двигаться дальше, прокручивая колеса, а вслед за ним и коленчатый вал. Тот же в свою очередь давит с максимальным усилием на поршень, пытаясь довести его до ВМТ. Как результат, можно выделить несколько последствий:
- Шатун частично, либо же полностью деформируется.
- Юбка поршня просто разлетается на мелкие кусочки. В последствии эти элементы могут пробить дыру в блоке, либо ГБЦ.
- Блок цилиндров может даже расколоться.
- И многое другое.
Если гидроудар случился на бензиновом автомобиле, тогда в таком случае есть два варианта развития сценария. Каждый путь будет различаться по количеству жидкости, попавшей под ГБЦ, а также по скорости движения автомобиля. Также все будет зависеть от того, поедет автомобиль дальше или нет.
- Повреждения шатуна либо поршня будут настолько сильными, что двигатель сразу же заклинит. Дальнейшее его использование будет возможно только после капитального ремонта.
- Двигатель продолжит работу, так как шатун на коленчатом валу погнуло не сильно.
В таком случае сразу будет слышаться стук, который укажет на тот факт, что шатун незначительно погнуло и прямолинейность оси нарушена. Даже в таком случае капитального ремонта никак не избежать.
Нужно сказать, что после того, как случился гидроудар, постукивать двигатель начнет не сразу. Данную проблему не всегда можно обнаружить и проверкой компрессии, так как в таком случае показатель снизится не очень критично. Как правило, через пару тысяч километров, маленькое искривление шатуна все равно вскоре даст знать. Это обусловлено тем, что в рабочем механизме все должно быть идеально ровным, а изогнутый шатун начнет сбивать работу мотора, набирая на себя дополнительные нагрузки. Под действием этих перегрузов, шатун будет гнуться дальше, пока не придет к полной деформации. Что может сделать гидроудар, можно наблюдать в оборванном шатуне, разорванном в щепки поршне, дырках в блоке, или же разломах в цилиндрах или в ГБЦ.
Если говорить о дизельном моторе, то, когда в цилиндры проникает инородное тело, шатуны либо загибаются очень сильно, либо попросту ломаются. Это объясняется тем, что дизельный двигатель существенно отличается от бензинового собрата. Нужно отметить такие отличия, как:
- Дизельные агрегаты не оборудованы дроссельной заслонкой. У них имеется топливный насос, который под давлением подает смесь в цилиндры.
- Камера сгорания у бензиновых моторов больше.
- Степень сжатия в бензиновых моторах меньше, чем в дизельных.