Сообщить об опечатке
Автоматические системы управления освещением
По мере развития технологий автомобилестроения также внедряются дополнительные функции автоматического управления осветительными приборами:
- включение ближнего света;
- активное головное освещение;
- адаптивное освещение;
- коррекция головного освещения;
- управление дальним светом.
Все перечисленные системы регулируются в автоматическом режиме на основе данных, считываемых специальными датчиками при изменении дорожной обстановки и условий движения.
Применение системы освещения автомобиля обеспечивает безопасность при поездке в темное время суток
Комплекс элементов, входящих в систему освещения автомобиля, предназначен для обеспечения безопасности водителя, его пассажиров и других водителей. Без осветительных приборов поездка на автомобиле в вечернее и ночное время недопустима. Постоянно совершенствуясь, система освещения обеспечивает необходимые комфорт и безопасность во время вечерних и ночных поездок, а также при перемещении в условиях недостаточной видимости.
Дополнительные приспособления, связанные с охранной системой
Электронное устройство сигнализации автомобиля, постоянная радиосвязь между блоком управления автосигнализацией и брелком позволяют оснащать охранную систему дополнительными приспособлениями, увеличивающими комфорт водителя. Среди них можно выделить такие полезные функции:
- дистанционный или заданный по времени запуск двигателя (функция удобна в зимнее время);
- охрана машины с работающим мотором;
- включение электрического обогрева салона;
- предпусковой подогрев дизельных двигателей (требует установки автономного отопителя);
- управление складыванием наружных зеркал с электроприводом;
- автоматические доводчики оконных стекол;
- передача функций управления на мобильный телефон.
Большинство этих функций не улучшает работу автомобильной сигнализации, но может увеличить количество средств контроля. Особенную популярность приобрели способы отслеживания состояния машины по смартфонам. Производители автосигнализаций разработали для электронных гаджетов мобильные приложения (для операционных систем iOS, Android), организовали специальные защищенные серверы.
GSM-связь позволяет управлять автосигнализацией, не обращая внимания на дальность действия дистанционного пульта управления (что было одной из проблем для брелков ДУ). Личный кабинет на защищенном сервере позволяет управлять настройками автосигнализации с ноутбука, планшета, домашнего компьютера — отдавать команды, менять настройки, контролировать состояние машины.
Удаленное управление удобно для дистанционного запуска двигателя, настройки чувствительности датчиков, но относить его к важным улучшениям охранных функций трудно. Так же расценивают и автоматический запуск двигателя по таймеру, напряжению аккумулятора, заданной температуре воздуха.
GPS охранная система
Дорогие охранные системы, сохраняя функции обычной сигнализации, включают в себя несколько дополнительных блокираторов, иммобилайзер, спутниковый маячок. Если угонщикам удается отключить основной блок управления сигнализацией, включаются дополнительные устройства. Автономный GPS-трекер подает сигнал об угоне владельцу машины и правоохранительным органам. Периодически включаясь, маячок позволяет отслеживать маршрут автомобиля в спутниковых системах навигации GPS и ГЛОНАСС. Встроенные микрофоны и видеокамеры могут передавать изображения и разговоры угонщиков.
Подобные охранные системы с поиском угнанной машины по спутниковым сигналам, относятся к автосигнализациям только формально. Их нужно рассматривать как охранно-поисковые системы, работающие на других принципах.
Ответственность за незаконную установку специальных сигналов
Как указано выше, за несанкционированную установку и использование средств для подачи спецсигналов в отношении ответственных лиц может быть применено административное наказание согласно статье 12.4 КоАП. Так, пункт 2 статьи предусматривает следующую ответственность за незаконную установку перечисленных выше спецсигналов:
- Физическое лицо – штраф 5 000 рублей;
- Должностное лицо, которое допустило машину к использованию (при условии, что автомобиль принадлежит какой-либо организации) – штраф 20 000 рублей;
- Юрлицо, которому принадлежит авто – штраф 500 000 рублей.
При этом во всех случаях помимо штрафа за проблесковый маячок предусмотрено снятие и безвозвратная конфискация средств для подачи спецсигналов. Ответственное лицо может быть наказано даже в том случае, если водитель не включал специальные сигналы, а просто двигался по дорогам общего пользования на указанном транспортном средстве. Если это возможно, средства для подачи специальных сигналов будут конфискованы прямо на месте, если нет – машину отправят на штрафстоянку.
Watch this video on YouTube
Простая схема световой и звуковой сигнализации
Схема общей сигнализации, показанная на рисунке 1 содержит минимальное количество коммутационных элементов.
Рисунок 1. Простая схема световой и звуковой сигнализации КИП и А
S1…Si – нормально разомкнутые контакты реле приборов, замыкающиеся при достижении уставок приборов значений, при которых должна срабатывать сигнализация.
SB1 – Кнопка «Опробование». Имитирует срабатывание сигнализации. При нажатии загорается лампочка E1 и слышен звук сирены / звонка B1.
SB2 – Кнопка «Съем звука». Служит для отключения звука сигнализации. Световая сигнализация при этом продолжает работать.
K1.1 – нормально разомкнутый контакт реле K1.
K1.2 – нормально замкнутый контакт реле K1.
K1 – электромагнитное реле / пускатель, с рабочим напряжением 220 вольт переменного тока на катушке, с одним нормально замкнутым и одним нормально разомкнутым контактами.
E1 – лампа накаливания 220 вольт – световая сигнализация.
B1 – сирена / звонок, с рабочим напряжением 220 вольт переменного тока – звуковая сигнализация.
Принцип действия сигнализации
Контакты реле приборов S1…Si ( их может быть неограниченное количество), запараллелены между собой и с кнопкой «Опробование» сигнализации.
При замыкании любого из них загорается лампочка «E1» световой сигнализации, а также через нормально замкнутый контакт K1.2 реле K1, напряжение 220 вольт подается на сирену / звонок звуковой сигнализации.
Если сигнализация включена, а нужно отключить звук, — нажатием кнопки «Съем звука», напряжение подается на катушку реле K1. При его срабатывании размыкается цепь питания сирены (контакт K1.2), звук отключается. Само же реле подхватывается через контакт K1.1.
Если контакт прибора, вызвавший включение сигнализации размыкается, то соответственно выключается сигнализация – и световая, и звуковая. Реле K1 приводится в исходное состояние.
Достоинства
Простота
Недостатки
При использовании лампочки и сирены большой мощности, через коммутационные контакты S1…Si реле приборов может проходить большой ток, что может привести к их подгоранию и выходу из строя. Поэтому, при реализации данной схемы необходимо следить за тем, чтобы суммарный ток лампочки и сирены не превышал предельно допустимый паспортный ток для выходных устройств (реле) приборов.
Правила дорожного движения для такой техники
Рассмотрим главные нюансы ПДД, которые должны соблюдаться шоферами с установленными спецсигналами. Также выясним, как необходимо себя вести остальным.
Обязанности и ответственность водителя
Участнику движения, находящемуся в ТС с включенным маячком, имеющим синий цвет, на задании, разрешено отступать от правил, указанных в 6 разделе (только подчиняясь регулировщику). Также есть возможность отказаться от пункта 8 и 18 приложений 1-2, если безопасность движения будет обеспечена.
Если у водителя ТС прибор второго и третьего типа, то он не обладает такими возможностями. В случае незаконной установки спецсигнала или использования его не в служебных целях, налагаются штрафные санкции или грозит лишение документа на вождение транспортного средства.
Обязанности водителей других ТС
Шоферы, находящиеся за рулем иных автомобилей, должны пропускать машины с такими приборами в этих случаях:
- во время пересечения перекрестков;
- при выезде транспорта в полосу следования водителя;
- если ТС со спецсигналом выполняет маневр, поворот.
Когда шофер надумает не пропустить машину, но по закону он должен это сделать, ему грозит штраф 500 рублей.
Как можно понять, есть обязанности других водителей по обеспечению безопасности движения специальных транспортных средств.
Сигнал SOS на азбуке Морзе
Каждый человек слышал о таких понятиях, как сигнал бедствия СОС и азбука Морзе. Радиосигнал давно и прочно закрепился в морском деле.
Но не думайте, что используются такие сигналы бедствия на судне и больше нигде. Умение подавать и распознавать SOS морзянкой увеличит шансы спасения на море, суше, в горах и даже в городе. Так что не ленитесь и научитесь отправлять универсальный сигнал бедствия СОС на азбуке Морзе прямо сейчас.
Чтобы привлечь внимание спасателей, используют несколько способов подачи сигнала СОС (категория зависит от ситуации, в которой оказался пострадавший). Но об этом позднее
Сначала разберемся, какая комбинация знаков образует сигнал бедствия SOS азбукой Морзе: 3 точки, 3 тире, 3 точки. Если вы хотите услышать, как это звучит, посмотрите тематическую видеозапись.
История сигнала SOS
Придуманная в 1835 году, азбука Морзе активно использовалась моряками. Незамысловатая комбинация звуков помогала предотвращать опасные ситуации и спасаться при их возникновении.
Спустя почти 100 лет появилось радиовещание и каждая компания – поставщик связи стремилась монополизировать новую нишу и устанавливала на судах свои радиомаяки с уникальным сообщением. Таким образом, единого для всех звучания уведомления об опасности не было.
Все изменилось после конференции по радиотелеграфии в 1906 году, где было выбрано общее, применяемое по настоящее время простое сочетание: три точки, три тире, три точки. Чтобы сигнал бедствия не терялся в эфире, через каждые полчаса устанавливался режим тишины, продолжительностью в 3 минуты.
Теперь перейдем к сигналам, предупреждающим об опасности в тех или иных условиях, рассмотрим способы их подачи.
Звук: гудки, выстрелы, стук и другие звуки
При наличии проигрывателя, портативных колонок, мобильника или другого устройства с динамиком, уведомление СОС отправить особенно легко
Громкие, периодически воспроизводимые в определенном ритме звуки обязательно привлекут внимание спасателей
Звучание, направленное по ветру, разнесется дальше, а высокие препятствия на пути «съедают» силу звука.
На большом расстоянии будут хорошо слышны выстрелы.
При уверенности, что спасатели где-то неподалеку, воспользуйтесь свистком или автомобильным клаксоном.
Теперь обратите внимание, как простучать или «прострелять» SOS при помощи огнестрельного оружия: 3 стука/выстрела с короткими паузами между ними, 3 — с длинными паузами, снова 3 с короткими. Выдержите минутную паузу и повторяйте
Многие предметы могут оповестить о вашем бедственном положении, стоит применить толику смекалки. Главное, не забывайте, что сигнал SOS на азбуке Морзе опознается по выдержанной между уведомлениями минутной паузе.
Свет: фонари, вспышка, «солнечные зайчики»
Если нечем послать звуковой сигнал бедствия или нужно сообщить о себе без шума, отправьте сигнал СОС светом. Но не забывайте, лучше всего источники света «работают» в ночное время.
При наличии фотоаппарата со вспышкой, наведенной на светоотражающую поверхность, можно сообщить о своем бедственном положении. Однако вспышка кратковременна, так что функцию «тире» будут выполнять более продолжительные промежутки между вспышками.
В солнечный ясный день подавайте сигнал SOS на азбуке Морзе светом от «солнечного зайчика». Если зеркальца под рукой не оказалось, используйте битое стекло, фольгу от шоколадки или отполированный предмет из металла.
В сумерках превосходным ориентиром станет палатка с костром, свечой или другим источником света внутри.
Экзотические способы
На открытой местности и при неимении средств для подачи сигнала бедствия СОС морзянкой, можно написать само слово. Многие выкладывают SOS огнем, после догорания которого на земле остается легко различимая с высоты копоть, повторяющая очертания взывающих о спасении букв.
Если не удается добыть огонь, выложите буквы из подручных средств: яркой одежды, плодов, крупных камней контрастных цветов, насыпью из мокрого песка и т. д. Если ничего нет, выкопайте глубокие и широкие канавки в форме SOS.
Выкладывая буквы, соблюдайте ровные линии, выдерживайте прямые углы. Размер надписи – не менее нескольких метров.
Чтобы выжить, смекалистые люди сигнализируют с помощью дыма, простыни, флага и других вещей. Главное – не падать духом, включить сообразительность и вспомнить спасительную комбинацию азбуки Морзе.
Средства оповещения — безопасность прежде всего
Не надо забывать, что автомобиль не только предоставляет комфорт и удобство при передвижении, но еще является средством повышенной опасности. Для ее снижения разработчиками принимаются разные меры, вводятся в конструкцию разнообразные приборы, индикаторы, датчики, в том числе аварийная световая сигнализация. Все это служит одной задаче – обеспечения безопасности движения.
О свете, его месте и значении при движении
Сигнализация, которая определяется как световая, служит для предупреждения водителей других машин о совершении маневра (поворот, разворот), торможении или нештатной ситуации. К световой сигнализации автомобиля в первую очередь относятся такие приборы:
- указатели поворотов;
- аварийная световая сигнализация;
- фонари заднего хода;
- стоп-сигналы.
С некоторой долей натяжки к устройствам, оказывающим влияние на безопасность, основанным на световой индикации, можно отнести указатели на панели и задние противотуманные огни (ЗПО).
Индикаторы, хотя и не информируют других участников движения о маневрах транспортного средства, но оказывают существенное влияние на безопасность, предупреждая водителя о текущем состоянии машины.
Так же, как ЗПО, которые, не являясь отдельным самостоятельным устройством, выполняют в сложных условиях функции световой индикации местоположения автомашины, повышая общую безопасность движения.
Не касаясь вопросов работы конкретных световых устройств, стоит отметить, что как средства сигнализации могут быть также использованы другие приборы, например освещения.
Приборы освещения как средство безопасности движения
Приборы освещения служат для обеспечения возможности передвижения транспортного средства в условиях плохой видимости. Однако они помогают выполнять и другую задачу – указание о местоположении машины на дороге, а также информирование водителя встречной машины о дорожной ситуации впереди.
Так, движение с включенными приборами освещения в дневное время позволяет своевременно заметить встречный автомобиль и определить до него дистанцию.
В то же время используется другая система, основанная на световой подаче сигналов, благодаря которой водители встречного транспорта информируют других участников движения о дорожной обстановке впереди.
Для этого используются приборы освещения. Просто для подтверждения этого факта можно привести, как пример, подачу таких сигналов:
- подача на перекрестке или в пробке короткой вспышки дальним светом – проезжай;
- двойная вспышка дальним светом встречной машине – впереди опасный участок (затор, повреждение дорожного полотна, авария и т.д.) или ДПС;
- серия вспышек дальним светом автомобилю, движущемуся с низкой скоростью в попутном направлении – уступи дорогу;
- кратковременные, не больше одного-двух миганий аварийкой после обгона – знак благодарности, спасибо водителю обгоняемого автомобиля, например, за то, что уступил дорогу.
Конечно, приведенными примерами далеко не исчерпывается система, согласно которой с помощью приборов освещения осуществляется световая подача сигналов, предоставляя водителю дополнительную информацию о ситуации на дороге и позволяя ему предпринять необходимые действия. Хотя для этого используются приборы освещения, от этого она не становится менее эффективной.
Звук и безопасность движения
Звуковая сигнализация в первую очередь применяется для оповещения водителей и пешеходов о приближении транспорта. Такой сигнал подается при работе различных устройств, сообщая об их состоянии. Например, при включении указателя поворотов появляется звуковой сигнал. В качестве обязательного элемента звуковая сигнализация входит в состав любой противоугонных систем.
Как правило, применяемые сигналы разделяют:
- по устройству – безрупорные и рупорные;
- по характеру звучания – тональные и шумовые;
- по принципу действия – электрические и электропневматические.
Несмотря на различия в устройстве, тональные и шумовые сигналы незначительно разнятся между собой, а наиболее распространенными являются электрические безрупорные и рупорные сигналы. Обычно звуковая сигнализация включает в свой состав несколько отдельных сигналов разного тона – низкого и высокого.
Световая и звуковая сигнализация является обязательной и неотъемлемой составной частью современного транспортного средства и служит для обеспечения безопасных условий при движении автомобиля и предотвращения дорожных происшествий.
статьи!
Разновидности сигналов
На уроках ОБЖ в 6 классе дети изучают основные сигналы бедствия. Одни подаются при помощи специальных приспособлений, другие – без них. При этом, все известные способы подачи сигналов делятся на несколько групп:
световые (для подачи необходим источник света или светоотражающий предмет: зеркало, фольга и т
д.);
дымовые сигналы (о чрезвычайной ситуации свидетельствуют столбы дыма от разведенных костров);
жестовые (помогут привлечь внимание пилота, когда вертолет приблизится к земле);
информационные (знаки подскажут спасателям, где искать пострадавших, если им пришлось покинуть место происшествия);
водные (в воде разводятся ярко светящиеся краски);
звуковые (свист, крик, хлопушки, выстрелы);
радиосигналы (посылаются при помощи рации, мобильного телефона, пеленгатора или другой технической «игрушки»).
Сигналы бедствия , подаваемые руками (жесты) | Что означает |
Наш радиоприемник работает | |
Утвердительный ответ (Да) | |
Вскоре сможем продолжить путь, подождите, если есть возможность | |
Необходима техническая помощь или запасные части, длительная задержка | |
Посадка невозможна | |
Заберите нас, самолет покинут | |
Используйте вымпел | |
Все в порядке, не ждите | |
Отрицательный ответ (Нет) | |
Посадка здесь (указывайте в направлении места посадки) | |
Необходима медицинская помощь! СРОЧНО! |
1.Система освещения автомобиля. Приборы световой и звуковой сигнализации.
К системе освещения и световой
сигнализации относятся: фары головного
света (ближнего и дальнего), противотуманные
фары , передние и задние фонари, боковые
указатели поворота, фонари автопоезда,
лампы освещения шкал приборов,
плафоны, подкапотная лампа, переносная
лампа, контрольные лампы включения
дальнего света, аварийного давления
масла в двигателе, аварийного перегрева
охлаждающей жидкости, резерва топлива
(встроенные соответственно в спидометр,
манометр, термометр и указатель уровня
топлива); контрольные лампы готовности
работы электрофакельного устройства
и указателей поворота автомобиля и
прицепа, блокировки межосевого
дифференциала, падения давления в
контурах тормозной системы, включения
стояночного тормоза, объединенные в
два блока контрольных ламп, а также
соответствующие переключатели,
выключатели и реле. Кроме того, имеются
штепсельные розетки для переносной
лампы и включения электрооборудования
прицепа.
Особенностью
системы электрооборудования является
наличие комбинированного переключателя
света, а также системы аварийной
сигнализации.
Фары
головного света
с
двухнитевыми лампами для дальнего и
ближнего света с асимметричным
светораспределением, обеспечивающим
минимальную ослепляемость встречного
водителя при правильной регулировке
установки фар. Оптический элемент фары
— полуразборный. Он является
ответственным узлом; протирать его
отражающую поверхность нельзя.
Противотумаиные
фары
—
герметизированные, с галогенной
лампой. При замене лампы не следует
прикасаться к стеклянной колбе. В
противном случае она во время эксплуатации
автомобиля быстро потемнеет.
Система
аварийной сигнализации
включается
водителем с помощью специального
вытяжного выключателя при аварийном
состоянии автомобиля, когда последний
Находится на проезжей части дороги.
В
цепи питания указателей поворота
имеется контактно-транзисторное
реле, обеспечивающее прерывистое (
свечение
указателей поворота автомобиля и
прицепа. Для контроля за работой
указателей имеются контрольные лампы
отдельно для указателей автомобиля и
прицепа.
При включении
аварийной сигнализации мигают все
правые и левые указатели поворота,
установленные на автомобиле и прицепе,
а также контрольная лампа, вмонтированная
в ручку выключателя аварийной
сигнализации. Контрольные лампы
указателей поворота в блоке контрольных
ламп при этом не горят.
Сигнал
торможения
в лампах
задних фонарей включается при
срабатывании тормозных механизмов
колес. При этом замыкаются контакты
пневматического выключателя сигналов
торможения, срабатывает промежуточное
реле, и загораются лампы сигналов
торможения в задних фонарях.
Сигнал торможения
включается также при включении стояночного
тормоза. При этом замыкаются контакты
датчика, установленного в контуре
пневмопривода стояночного тормоза,
и загорается контрольная лампа в блоке.
В цепи питания контрольной лампы
включения стояночного тормоза
установлен реле-прерыватель, вследствие
чего лампа горит прерывистым светом.
Одновременно через промежуточное
реле замыкаются цепи ламп сигналов
торможения задних фонарей.
Основные элементы системы
Все элементы системы освещения можно разделить на две основных категории:
- внешние;
- внутренние.
Внешние элементы
Внешние элементы автомобильной оптики обеспечивают освещение дороги и информирование других водителей. К числу таких приборов относятся:
- фары ближнего и дальнего света;
- противотуманные фары;
- поворотники;
- задние блок-фары;
- габаритные огни;
- осветители номерного знака.
Передние фары
Передние фары современных автомобилей состоят из целого комплекса элементов:
- ближнего и дальнего света;
- дневных ходовых огней;
- габаритных огней.
Чаще всего они расположены в едином корпусе. Также в многих автомобилей устанавливают поворотники.
Любая машина комплектуется двумя передними фарами, которые располагаются симметрично на правой и левой частях кузова.
В вечернее и ночное время для освещения дороги используется ближний свет. Благодаря ассиметричности световых пучков, он дополнительно обеспечивает освещение обочины дороги. При условии такой свет не доставляет дискомфорта водителям встречных автомобилей.
Дальний свет отличается большей интенсивностью. Его использование помогает выхватывать из темноты большую зону дорожного полотна. Однако использовать дальний свет допустимо только при отсутствии встречного потока. В противном случае фары будут ослеплять других водителей.
Габаритные огни
Для того чтобы другие водители могли оценить габариты машины, в системе освещения предусмотрены габаритные огни. Они используются и в момент остановки или стоянки машины. Располагаются габариты как в передних, так и в задних фарах.
В некоторых автомобилях дублирующие указатели поворота устанавливаются в боковое зеркало заднего вида
Поворотники
Поворотники – основной инструмент предупреждения о выполнении маневра. Они используются при повороте и развороте, перестроении или обгоне, съезде на обочину и при последующем начале движения.
Устанавливаться данные элементы могут как в передние и задние фары, так и отдельно от них. Часто на боковых элементах кузова и зеркалах заднего вида размещаются дублирующие приборы. Все они имеют насыщенный желто-оранжевый цвет и работают синхронно в режиме мигания. Автомобили, предназначенные для американского рынка, имеют красный цвет поворотников.
Дневные ходовые огни (ДХО)
Дневные ходовые огни появились в системе освещения автомобиля сравнительно недавно, поэтому они есть не в каждом транспортном средстве. От габаритов ДХО отличаются более интенсивным светом.
Противотуманные фары (ПТФ)
Этот вид автомобильной оптики применяется в условиях плохой видимости: во время тумана, дождя или снега. Широкий световой луч с усеченной частью не отражается от атмосферных осадков и не ослепляет водителя во время движения. В то же время ПТФ обеспечивают достаточное освещение дорожного полотна.
Противотуманки устанавливаются не только на передней, но и на задней части кузова. Впрочем, данные осветительные элементы не являются обязательными, поэтому на многих моделях машины ПТФ могут отсутствовать вовсе.
Стоп-сигналы – один из важнейших элементов задних блок-фар
Задние блок-фары
Задние автомобильные фары также устанавливаются на автомобиль парно и включают в себя несколько элементов. Наиболее простые варианты задних фар состоят из стоп-сигнала и габаритных огней. Во многих моделях в блок также входят поворотники и фонарь заднего хода, реже – задние противотуманные фары.
Основным элементом осветительной системы в задней части являются стоп-сигналы, информирующие о торможении или снижении скорости автомобиля. Для большей надежности элементы могут дублироваться на спойлере или на заднем стекле транспортного средства.
Также не менее важными являются фонари заднего хода. Они выполняют функции освещения и предупреждения других водителей о начале движения машины назад.
Внутренние элементы осветительной системы
Внутренние элементы отвечают за освещение в салоне и багажнике транспортного средства. В систему входят:
- лампы в салоне автомобиля;
- подсветка багажника;
- лампы освещения приборной панели;
- лампа в перчаточном ящике;
- габаритные огни в дверях.
Освещение салона, багажника и пространства под капотом (при наличии) обеспечивает дополнительный комфорт водителя в темное время.
Подсветка приборной панели необходима для более легкого считывания информации при движении в темноте.
Габаритные огни в дверях необходимы для информирования других участников дорожного движения об изменении габаритов автомобиля при открытой двери.
https://www.youtube.com/watch?v=sYyL9ehd-u0
Отличие автосигнализации от иммобилайзера
Автомобильная сигнализация и имеют схожие охранные функции, но несколько существенных отличий. Эти два понятия часто путают, поэтому нужно внести немного ясности.
Автосигнализация – это целый охранный комплекс, который предупреждает владельца об угоне или попытке проникновения в автомобиль. Также есть множество других функций, таких как отслеживание по спутнику, и т.д.
Иммобилайзер также является эффективной противоугонной системой, но его функции ограничены блокировкой запуска двигателя при попытке завести машину незарегистрированным ключом. Устройство считывает код доступа с чипа (метки) в ключе и распознает владельца. Если угонщик попытается завести автомобиль, то это не получится. Двигатель не запустится. Как правило, иммобилайзер штатно устанавливается во всех современных моделях автомобилей.
Иммобилайзер не защитит машину от взлома и проникновения на стоянке. Он . Поэтому им одним обойтись нельзя. Нужна полноценная автосигнализация.
СОУЭ 1 типа
Любые типы таких систем неразрывно связаны с установками АПС, смонтированных в зданиях, из которых необходимо организовать эвакуацию в случае возникновения пожара. Автоматическая сигнализация – это первичная система, побуждающая к срабатыванию/включению приборов управления и контроля, различных устройств СОУЭ; точно так же как для запуска: насосных станций пожаротушения АУПТ с дренчерными оросителями/противопожарного водопровода зданий/сооружений, а также газовых, порошковых установок пожаротушения.
В несложных по схеме построения и составу установках АПС, что защищают одно/несколько помещений/строений элементы СОУЭ – это ее неотъемлемая/обязательная часть. Напротив, сложные, многофункциональные системы оповещения, а также управлением эвакуационными потокам, защищающие крупные объекты/комплексы зданий различного назначения, как правило, спроектированы/смонтированы отдельно, но всегда имеют связь/блокировку, интеграцию с АПС.
Пример СОУЭ 1-го типа на базе прибора Сигнал-10
СОУЭ первого типа – это только оповещение звуком: сигналами пожарной тревоги, различными по тональности сиренами, ревунами, звонками, сообщающими о срабатывании датчиков дыма, тепловых извещателей; необходимости срочно эвакуироваться из помещений, которые защищает установка АПС, а затем из здания или сооружения.
Все звуковые извещатели, входящие в состав СОУЭ этого типа не должны иметь регулировку громкости, подключаются к кабелям/проводам линий электропитания и управления оповещением пайкой или «под винт» для обеспечения надежного контакта.
Важно: при выборе видов/типов звуковых извещателей необходимо, чтобы по тону узнаваемо они отличались от других сигналов громкой связи, технологического, аварийного извещения. Особенно это относится к производственным цехам, зданиям промышленных предприятий, складских комплексов, спортивных, зрелищных сооружениям
Отличия преимущества и недостатки
В плюс от других типов СОУЭ такие установки отличаются своей простотой, незначительными затратами на приобретение звуковых извещателей/сирен, монтажные работы по их установке, подсоединению к приборам АПС, выдающих управляющий сигнал на их включение/работу.
К минусам СОУЭ первого типа относятся:
- Низкая информативность о происходящем.
- Отсутствие четкого понимания у находящихся в помещениях здания о том, что происходит на самом деле.
- Нет световых или голосовых подсказок о необходимости тех или иных действий, направлении эвакуации, путях и выходах для успешной безопасной эвакуации.
Поэтому говорить о большой эффективности первого типа СОУЭ не приходится. По сути, это просто продублированный по помещениям, где находятся люди; а также по основным путям, у эвакуационных выходов сигнал пожарной тревоги, реализованный в составе установки АПС.
Устройство и принцип работы сигнализации
Все элементы любой сигнализации можно разделить на три типа:
- исполнительные устройства;
- считывающие устройства (датчики);
- блок управления.
Включение и выключение сигнализации (постановка на охрану) происходит с помощью брелка управления. В штатных системах управление сигнализацией совмещено с управлением центральным замком и выполнено в одном устройстве вместе с ключом зажигания. В нем же находится и метка иммобилайзера. Однако это совершенно разные системы и работают независимо друг от друга.
Радиоприемник (антенна) принимает сигнал от брелка. Он может быть статическим и динамическим. Статические сигналы имеют постоянный код шифрования, поэтому подвержены перехвату и взлому. На данный момент они уже почти не используются. При динамическом кодировании пакеты передаваемых данных постоянно меняются, создавая высокую защиту от перехвата. Используется принцип генератора случайных чисел.
Следующим развитием динамического является диалоговое кодирование. Связь между брелком и приемником осуществляется по двухстороннему каналу. Другими словами, реализуется функция «свой-чужой».
Разнообразные датчики относятся к входным устройствам. Они анализируют изменения различных параметров (давления, наклон, удар, свет, движение и др.) и посылают информацию в блок управления. В свою очередь, блок включает в работу исполнительные устройства (сирена, маячки, мигание фар).
Схема компонентов автомобильной сигнализации
Датчик удара
Это небольшой датчик, который улавливает механические колебания кузова и преобразует их в электрический сигнал. Вырабатывает электрический сигнал пьезопластина. Срабатывание происходит на определенном уровне колебаний. Сенсоры устанавливаются по периметру кузова автомобиля. Датчики удара могут часто срабатывать ложно. Причиной может стать град, сильные звуковые колебания (гроза, ветер), удар по шинам. Для решения проблемы может помочь регулировка чувствительности.
Датчик наклона
Датчик реагирует на неестественный наклон автомобиля. Например, это может быть поднятие автомобиля домкратом для снятия колес. Также он сработает при эвакуации машины. Датчик не реагирует на наклон от ветра, положение автомобиля на грунте, разное давление в шинах. Это обеспечивается настройкой чувствительности.
Датчик движения
Такого рода датчики распространены в разных сферах (включение света при движении, охрана периметра и др.). При включенной сигнализации датчик реагирует на постороннее движение в салоне и рядом с автомобилем. Опасное сближение или движение задействует сирену. По такому же принципу работают ультразвуковые датчики и датчики объема. Все они улавливают различные изменения в объеме салона автомобиля.
Датчик открытия дверей или капота
Часто в качестве датчиков используются встроенные концевики дверей. Если открыть дверь или капот, то цепь замкнется и включится сирена.