Полная расшифровка маркировки шин

Про стандарты Евросоюза

С недавних пор законодательство ЕС требует наносить на шины, реализуемые на территории Евросоюза, информацию о экологичности и безопасности. Теперь на них обязательно нужно клеить наклейки, чем-то напоминающие обозначения на бытовой технике. На маркировке указываются показатели расхода топлива, сцепления с мокрым дорожным покрытием, уровень издаваемого шума, выраженный в Дб.

Разберем подробнее эти обозначения

Топливная экономичность

Значок с бензоколонкой. В качестве ориентира взято сопротивление шины качению, которое самым прямым образом влияет на этот показатель. Шкала от «А» (самые экономичные шины) до «G» (самое большое сопротивление качению).

Сцепление на влажной дороге

Значок с дождиком. За основу взят показатель тормозного пути на мокрой дороге. Шкала от «A» до «F» (самый длинный тормозной путь).

Уровень шума

Значок с динамиком. В качестве показателя взят звук, издаваемый шиной при движении, выраженный в децибелах. Класс акустического комфорта отражается черными делениями звуковых волн. Одна волна — тихая шина, соответственно, три волны — самая громкая.

Вот и все основные маркировки, которые вы можете встретить на современных шинах. Конечно, производя новые шины, отдельные производители могут добавлять какие-то свои обозначения и даже метки, но они не являются типичными, и поэтому рассматривать их в рамках данной статьи  нецелесообразно.

Страна и компания-производитель

Многие фирмы имеют заводы в разных странах, и качество их продукции может существенно отличаться. Например, японские шины Bridgestone могут выпускаться Италии, Франции, Финляндии, Таиланде, Малайзии и многих других странах.

На некоторых покрышках есть надпись «Мade in …», но если ее нет, узнать в какой стране выпущена резина можно по кодовому обозначению DOT. Благодаря нему также можно узнать серию, завод и дату изготовления конкретного экземпляра.

Страна производитель зашифрована в виде 2-х букв, которые расположены сразу за аббревиатурой DOT. Например:

Каждый производитель имеет собственную систему обозначения своих заводов. Так известный бренд Bridgestone наносит на борт такие коды

  • 1D; EH; EJ; EK; EL; EM; EN; EP; H4 – страна производитель Япония;
  • 0B; 0W; 1C; 2C; 2M; 3M; 4D; 5D; 7B; 8B; D2; HY; VA; VD; VE; W1; W2 – США;
  • 1U – Китай;
  • 1V,A7 – Таиланд;
  • 3Y,7G, E2–Польша;
  • 5T, 6T – Бразилия;
  • VN, 9B – Канада;
  • A8 – Индонезия;
  • J2 – Сингапур;
  • L5 – Турция;
  • LH–Австралия.

Основные критерии и характеристики

Большинство наших автолюбителей не имеют никакого понятия о том, что говорят обозначения, наносимые на боковую сторону покрышки. Ну разве что умеют различать диаметр автомобильной шины. А ведь благодаря этой информации можно установить не только размер, но и другие параметры, которые помогут максимально правильно приобрести комплект резиновых покрышек.

А теперь перейдем к основным элементам, которые касаются маркировки шин легковых и других автомобилей, а также о том, как их научиться расшифровывать:

  1. Бренд производителя. Как правило, наносится крупными литерами, чтобы потребителю было легче выбрать именно эту продукцию среди конкурентов. Производителей очень большое количество — это европейские, азиатские, американские бренды, каждый из которых наносит логотип собственной компании. Сюда же можно отнести разнообразные торговые марки, поскольку каждый изготовитель может иметь их несколько. Одни характерны для летних шин, другие для зимних и так далее.
  2. Размер — вот наиболее понятный и читаемый параметр. Обозначается в виде трех буквенно-цифровых комбинаций, которые пишутся через наклонную черту. Первое число (например, 175) говорит о ширине профиля покрышки в миллиметрах. В накаченном виде оно означает ширину между внешними границами боковых поверхностей. То есть, для правильного замера критерия необходимо давление в покрышке. Следующее число обозначает процентное соотношение между высотой профиля и его шириной. За ним могут следовать буквы либо R, либо D. Первое — радиальный тип шины, второе — диагональный. Но сегодня повсеместно встречается именно радиальный тип. И самое последнее число означает диаметр диска в дюймах. Если второе число на колесе не указано, значит, оно располагается в диапазоне 0,8–0,82.
  3. От размера зависит и индекс максимальной допустимой нагрузки. В эксплуатации это ведет к тому, какую максимальную массу способны выдержать покрышки. Напрямую масса не указывается в килограммах или тоннах, она зашифрована в последовательность цифр. Как правило, индекс наносят сразу после указания размера. При этом, водитель должен понимать, что указанное максимально допустимое значение нагрузки привязано только к шине, но не учитывает условия эксплуатации. Превышение этой нагрузки крайне небезопасно, поскольку может привести к ее разрыву, особенно, если она пробежала уже немало километров. При этом, совсем необязательно выбирать как можно большие значения индекса нагрузки. Дело в том, что изделия в этом случае будут массивными и тяжелыми, влияя на расход горючего и динамику машины.
  4. Индекс скорости. Представлен в виде букв латинского алфавита. Максимально допустимая скорость выводится на основании максимальной разрешенной нагрузки на автомобильную шину. Наносится, как правило, сразу за информацией об индексе нагрузки.
  5. Допустимое давление шины автомобиля. Достаточно важная характеристика, которую производитель маркирует либо в кПа, либо в фунтах на квадратный дюйм. Часто наносится и в одной, и в другой единице измерения.

Дата производства

Тут всё довольно интересно. Дата пишется 4мя цифрами, скажем, 1805.
Но это не значит напрямую год выпуска. Первые две цифры значат неделю изготовления, а две последние – последние цифры года.

То есть в нашем примере “1805” это НЕ 1805 год, а восемнадцатая (18) неделя 2005 года (третья, четвёртая цифры 2005 года – 05).

Если дата указана 3мя цифрами, значит, шина была произведена до 2000 года.

Старая маркировка напоминает по смыслу новую, в ней две первые цифры – тоже неделя, но последняя означает только последнюю же цифру года.

Например, при коде 108 неделя – десятая, а год 88 или 98.

Чтобы разобраться, нужно посмотреть на наличие других отметок. Например, 88 год будет маркироваться примерно так: “*108*”, а 98 – “*108 *” – с пробелом или значком-треугольником.
Такие трудности объясняются тем, что раньше производители не предполагали использование шин более десяти лет. А вот после 2000 года была определена более удобная четырёхзначная маркировка.

Индекс скорости шин

Определение индекса скорости шины можно дать простое – это максимальная скорость, которую покрышка выдерживает. Другое дело, что понимается под термином «выдерживает». Конечно, прежде всего, это понятные условия применения:

  1. Давление в шине,
  2. Вертикальная нагрузка,
  3. Параметры внешней среды (качество покрытия, погодные условия).

При сопоставимых условиях применения, индекс скорости – это некая гарантия производителя, что при заявленной максимальной скорости шина сохранит свои физико-механические свойства и не разрушится.

Индекс скорости шины при маркировке обозначается одной из букв латинского алфавита, которая следует сразу за индексом нагрузки. Для его расшифровки обычно также пользуются таблицей.

Таблица индексов скорости шин

Индекс скорости Допустимая скорость, км/ч Индекс скорости Допустимая скорость, км/ч
A1 5 K 110
A2 10 L 120
A3 15 M 130
A4 20 N 140
A5 25 P 150
A6 30 Q 160
A7 35 R 170
A8 40 S 180
B 50 T 190
C 60 U 200
D 65 H 210
E 70 V 240
F 80 W 270
G 90 Y 300
J 100 ZR более 240

Запомнить таблицу легко: буквы располагаются по алфавиту за исключением одной – H (соответствующей индексу скорости 210 км/час).

Иногда (в последнее время достаточно редко) можно встретить резину с отсутствием маркировки по индексу скорости. Как правило, это шины для спортивных автомобилей, разработанные для конкретных моделей (иногда и для индивидуальных машин), которые не ставятся на серийные авто.

Связь между индексами скорости и нагрузки шин

Связь между индексами нагрузки и скорости учитывается производителями: для одного и того же значения максимальной нагрузки выпускаются шины с разными допусками по скорости.

Качественно эта связь понятна: чем выше предельно допустимая скорость, тем большую нагрузку должна выдерживать покрышка, потому что с увеличением скорости резко возрастают динамические нагрузки на шину, например, при попадании колеса в ямку или выбоину. Проще говоря, при неправильно подобранных характеристиках покрышку в такой ситуации может разорвать.

Для индексов скорости в диапазоне от Q до T предельно допустимая нагрузка может быть достигнута при предельно допустимой скорости. А вот для скоростных автомобилей необходим определённый запас.

Если индекс скорости шины V равен 240 км/час, то расчётный индекс нагрузки такой покрышки должен соответствовать максимальной скорости до 210 км/час. А при движении с большей скоростью планируемую нагрузку следует уменьшать ещё больше.

Алгоритм расчёта следующий: увеличение скорости каждые 10 км/час влечёт за собой снижение нагрузки на 3%. Для ещё более скоростных машин (W – 270 км/час) правило ужесточается: снижение нагрузки на 5% каждые 10 км/час от 240 км/час.

При выборе шин с учётом индекса скорости следует принимать во внимание рекомендации производителя, время года и манеру езды водителя. И если нет возможности приобрести резину в соответствии с указаниями производителей, следует выбирать покрышки с более высоким (но не более низким) индексом скорости, чем рекомендуемый

Что означает XL в маркировке шин

Маркировка шин XL (Extra Load, большая загрузка) указывает на то, что это усиленная шина. Индекс нагрузки увеличен на три единицы по сравнению со стандартными шинами в таком же типоразмере.

Если иначе, даже с индексом нагрузки 92 и маркировкой XL, вместо 630 кг. такая шина выдержит 690 кг. Данные покрышки имеют усиленную боковину и более прочную конструкцию, что позволяет эксплуатировать резину в условиях более сильных нагрузок. 

Направленная и ненаправленная резина, бескамерные шины и другие обозначения

Прежде всего, на шинах можно встретить надписи Inside и Outside. Такая маркировка указывает на ассиметричные шины, при их установке на диск нужно следить за тем, какая сторона покрышки наружная и внутренняя. Надпись Outside должна быть снаружи, тогда как Inside внутри.

Надпись Rotation и/или  значок в виде стрелки на боковине показывает направление вращения шины, если такая шина направленная. При установке таких покрышек необходимо учитывать, что колесо должно вращаться только в том направлении, куда указывает стрелка. В противном случае резина может шуметь, сильно изнашивается, изменяются эксплуатационные характеристики. 

Если рассматривать покрышки с камерой и без, отдельного внимания заслуживают Tubeless шины, что значит бескамерная шина. Если такой надписи нет, шина должна использоваться вместе с камерой. Дополнительно может присутствовать надпись Tube Type, также указывающая на необходимость использовать камеру.

При выборе зимней резины нужно обращать внимание и на Studless шины (перевод «без шипов»). Фактически, это значит, что шина не подлежит ошиповке

 В то же самое время шины с надписью Studdable  можно оснащать шипами.

Надпись Max Pressure и цифровое обозначение указывает на то, какое максимальное давление допускается в данной шине, а надпись Max Load позволяет определить максимально допустимую нагрузку в кг. на колесо.

Усиленные покрышки обозначаются надписью RF (Reinforced). Также усиленная шина может иметь в маркировке литеру «С» после обозначения типоразмера (например, 205/85 R16C). Это говорит о том, что шина грузовая. Radial указывает на радиальную конструкцию шины, надпись Steel говорит о том, что в конструкции используется металлический корд.

Шины RSC или шины RunFlat (RunFlat System Component) представляют собой особые покрышки, на которых можно продолжить движение даже в том случае, если давление в шине полностью упало в результате прокола или пореза.

Допускается движение со скоростью не более 80 км/ч на расстояние до 150 км. Разные производители могут использовать различные обозначения для данной технологии (RFT, SSR, RunOnFlat, Run Flat, ZP и т.п.)

Надпись Temperature с литерами А, В, С указывают на то, насколько шина устойчива к нагреву при езде с высокой скоростью. Маркировка покрышки литерой А говорит о лучшем результате, тогда как C худший показатель. Точно такими же литерами А, В и С маркируется Traction, что отображает эффективность торможения шины на влажной дороге.  

Среди дополнительных обозначений на шинах можно выделить Treadwear. Маркировка указывает на расчетный пробег шины по стандартам и тестам, которые проводятся в Америке.

Обозначение TWI (Tread Wear Indiсatоrs) является индикатором износа протектора (иногда индикатор со стрелкой). Такие указатели находятся в нескольких местах по окружности шины, указывая на минимально допустимую высоту протектора.

Сам индикатор износа шины является выступом, высота которого 1.6 мм. Это и есть минимально допустимая величина протектора легковых авто. Такой индикатор расположен в глубине протектора, обычно его располагают в канавках водоотвода шины.

Также на шине можно увидеть обозначение DOT, где закодирован производитель покрышки, дата выпуска резины в виде недели и года, кодировка размера, сертификация и т.д.

Если видна литера E, заключенная в круг, тогда такая шина соответствует требованиям и стандартам ECE (требования европейские). Обозначение DOT указывает на то, что шина соответствует стандарту качества в США.

Как выглядит основная маркировка шин

Расшифровка маркировки – непростая задача для многих автовладельцев. Большая часть людей не понимают, что обозначает тот или иной знак на боковой стороне шины. Однако владеть данной информацией желательно каждому водителю. С помощью этих знаний вы сможете выбрать самые подходящие под потребности вашего внедорожника или кроссовера покрышки. Такая маркировка шин называется «типоразмер», и может выглядеть, например, так:

205/55 R16 91 V

205 — ширина покрышки (мм)

55 — пропорциональность, т.е. отношение высоты профиля к ширине. В данном примере маркировки оно составляет 55%. Чем больше этот параметр, тем выше будет покрышка, и наоборот. Ширина шин при этом может быть одинаковой. Как правило, данную величину называют «профилем»

Это относительная характеристика, на которую важно обращать внимание при подборе резины. Так, если вы поставите на внедорожник или кроссовер шины типоразмера 215/55 R16 вместо 205/55 R16, то не только ширина покрышки будет больше, но и высота

Подобная ситуация недопустима – кроме тех случаев, когда оба таких размера указаны в инструкции по эксплуатации автомобиля. Если такого соотношения там нет (к примеру, маркировка 185/R14С), значит, оно составляет 80-82%. Шина в этом случае будет называться «полнопрофильной». Усиленную резину с такой маркировкой  обычно ставят на микроавтобусы и легкие грузовые авто, где имеет большое значение максимальная нагрузка на колеса.

R – шина с радиальным кордом. Большинство людей считают, что R – это радиус покрышки, однако это неверно. Данный параметр обозначает именно радиальную конструкцию. Существует также диагональная конструкция (D), однако в настоящее время резину с ней почти не выпускают. Это связано с тем, что ее эксплуатационные показатели намного хуже.

16 – диаметр диска (колеса) в дюймах. Не радиус, а именно диаметр! Такие обозначения в маркировке тоже часто путают. Это внутренний размер покрышки или наружный у диска («посадочный» диаметр резины).

V – индекс скорости автошины. Чем выше этот показатель, тем большую скорость можно развивать при езде на такой резине (в нашей ситуации ИС – V–до 240 км/ч)

Важно отметить, что индекс – это параметр, с помощью которого производитель дает гарантию, что покрышки будут работать нормально при постоянном движении внедорожника или кроссовера с установленной скоростью в течение нескольких часов.

91 – индекс нагрузки. Данная характеристика маркировки определяет предельно-допустимую норму веса  на колесо. Этот показатель не имеет решающего значения при подборе покрышек для легковых машин. Как правило, его делают для них с запасом (в нашей ситуации ИН — 91 — 615 кг). Для небольших грузовиков и микроавтобусов этот показатель очень важен, и его нужно обязательно учитывать.

Индекс износостойкости

Любой шине предстоит стандартный испытательный полигон, где ее прогоняют на прочность. Контрольный образец — это покрышка, у которой уже установлены показатели износа, а итог зависит от режима теста и сравнения с изначальными характеристиками. Индикатор износостойкости на шине представлен в форме выступа и есть название крупным шрифтом Treadwear. Индекс соответствует определенной глубине протектора. Покрышки бывают разных видов, поэтому изменяется и рисунок. Когда он практически стерт, значит нужно ставить новые шины. По правилам должны быть нанесены минимум 6 артикулов на каждой стороне колеса в верхнем участке протектора.

Что обозначают остальные цифры в типоразмере шины

Для определения износа покрышки можно измерить высоту протектора при помощи измерительных приборов (штангенциркуль, линейка и т.д.), но в условиях здоровой конкуренции, с целью привлечения клиентов, известные бренды стали наносить на автошины индикаторы. Они помогают владельцам машин быстрее определить степень износа резины.

На легковых автомобилях, маркировка шин индикатором износа ограничивается знаком TWI А вот на последних моделях для грузового транспорта наносят дополнительное обозначение Vai

Индекс нагрузки

Разрешенная максимальная масса нагрузки на одно колесо, для каждого образца рассчитывается производителем, и обязательно указывается на автошинах. Показатель нагрузки обозначается цифрой, которая и указывает на разрешённую массу в килограммах. Ниже приведена таблица фиксированных коэффициентов.

Индекс скорости

Индекс нагрузки и индекс скорости тесно связаны друг с другом. По аналогии с нагрузкой, этот индекс указывает на максимально разрешенную скорость транспортного средства, при использовании данного покрышки.

Индекс сцепления

Коэффициент сцепления шины с дорогой – один из важнейших характеристик. Это коэффициент силы трения, возникающей в пятне контакта, противостоящий силе скольжения по дорожному полотну. Он обозначается латинскими буквами А, В и С, перед ними наносится надпись Traction. Каждая буква соответствует своему уровню: лучший, средний и минимальный соответственно. Все показатели регламентируются международными государственными стандартами.

Индекс температуры

В зависимости от температурных условий использования транспорта, существуют и различные шины, которые следует строго соблюдать, чтобы не попасть в сложную ситуацию.

Разберем обозначения на покрышках:

  • латинские буквы m+s – показывают, что резина зимняя или всесезонная (это касается маркировки зимних шин), дополнительно сопровождается надписью studless (не шипованные) или studdable, stud (шипованные);
  • буквы m&s на летних автошинах для внедорожников говорит о высокой проходимости, без наличия знака «*» их запрещено использовать в зимний период (см.фото ниже);
  • маркировка всесезонных шин обозначается надписью All Season или буквами AS, RW, AGT;
  • летние шины не имеют специальных обозначений.

Грузоподъемность

На усиленных покрышках дополнительно наносятся буквы XL или надпись Extra Load. При наличии одного из таких обозначений, необходимо индекс нагрузки (см.таблицу) увеличить на три пункта. Например, на покрышке с индексом нагрузки 100 максимальная грузоподъемность на каждое колесо 800 кг, а у резины с дополнительным показателем XL – 875 (что соответствует строчки показания 103).

Максимальное давление

Не менее важный показатель качества покрышки, измеряется в кПа или PSI. Если на резине не указана единица измерения, значит необходимо сделать вычисления: 1 кгс/см2=0,98 бар=14,223 PSI=98,066 кПа. Перед числовым показателем наносится надпись Max Pressure.

Дата изготовления и производитель

Дата изготовления указана четырехзначным числом, первые два из которых указывают на неделю в году, а вторые две – сам год.

Заводы-изготовители делают надписи названия компании и бренда самым большим шрифтом, так что взглянув на покрышку, сразу станет понятно, что это за модель и кто ее изготовил. Кроме того, дополнительно могут добавить оригинальный логотип, для узнаваемости компании.

Новая обязательная маркировка шин с 1 ноября 2020 года

С ноября 2020 года в России водится обязательная для всех производителей маркировка шин, которая позволит покупателю с помощью специального приложения убедиться в подлинности и оригинальности выбранных им покрышек, узнав все их важнейшие эксплуатационные характеристики.Такая обязательная маркировка вводится в три этапа, что позволит существенно упростить контроль за продажей и оборотом шин на российском рынке.

1 ноября 2020 года завершается основной этап введения маркировки, в рамках которой покупатели смогут сканировать специальные коды на чеке, удостоверившись в качестве сделанной покупки.В соответствии со вторым этапом такой обязательной маркировки до 15 ноября текущего года все ввезенные шины на территории Российской Федерации будут иметь соответствующее описание и маркировку колеса, а до 1 марта 2021 года все имеющиеся в продаже шины обязаны быть промаркированы.

Третий этап обязательной маркировки шин закончится в марте следующего года, к этому времени все продавцы должны будут передать сведения по своей продукции в систему Честный знак. Введение такой маркировки позволит не только упростить получение необходимой информации о покрышках автовладельцам, но и исключает продажу на территории России поддельных шин, качество которых далеко от идеала.

08.11.2020

Дополнительные сведения

Иногда на шине указываются и другие специальные индексы, которые не так распространены, поэтому о них реже рассказывают в статьях о маркировке шин. Ниже представлена таблица с дополнительными артикулами, которые можно заметить на шинах:

Индекс Расшифровка
C.M.S. (Construction Mining Service) для горно-строительного транспорта
FB (Flat Base) покрышка без защиты обода
FR (Flange pRotector) шина с защитой обода диска
LT (Light Truck) ставится на легкие грузовики, микроавтобусы
MFS (Maximum Flange Sheild) технология максимальной защиты обода. Профиль из резины устанавливается на окружность шины и образует буфер.
N.D. (Non Directional) ненаправленная покрышка
P (Passanger) ставится на легковые автомобили
N.H.S. (Non Highway Service) не для скоростных магистралей
PSI обозначение максимального давления во время проведения тестов на допустимую скорость и нагрузку
Reinf. (Reinforсed) усиленная конструкция с дополнительным слоем корда
Regroovable шины с углубленным рисунком протектора
Steel, Steel Belted покрышки с металлокордом в брекере
S.A.G. (Super All Grip) запчасти повышенной проходимости
TT (Tube Tyрe) камерная шина
TL (Tubeless) бескамерная шина. В странах СНГ такого обозначения нет, а вместо него наносится надпись “камерная”, если по условиям производства бескамерную отнесли к камерным шинам.
W.S.W. (White Side Wall) полоса белого цвета на боковине покрышки
U.G.S. (Underground Special) для подземных транспортных средств
Outside (side facing outwards) или Inside (side facing inwards) шины с ассиметричным рисунком протектора. Обозначения указывают, какой стороной поворачивать шину внутрь, а какой наружу.
XL (eXtra Load) покрышка с повышенной нагрузкой

Характеристики шины

4 — индекс нагрузки. Указывается максимальная нагрузка, которую может выдержать шина.

Индекс нагрузки в маркировке шин

5 — индекс скорости. Максимально допустимая скорость, которую шина способна выдержать.

Индекс скорости шин: маркировка шин

6 — надпись Reinforced (RF) или Extra Load (XL) — усиленная шина.

7 — надписи Outside или Side Facing Out — внешняя сторона шины с асимметричным рисунком протектора.

Надписи Inside или Side Facing Inwards — внутренняя сторона шины с асимметричным рисунком протектора. При монтаже шины с такими надписями обязательно соблюдение сторон.

8 — страна-изготовитель шины.
9 — модель шины.

10 — надписи M+S (Mud+Snow) означают, что шина спроектирована для лучшего сцепления в грязи и на снегу. Это может зимняя или всесезонная шина.

11 — индекс износостойкости. (100-норма, меньше 100 — плохой, больше 100 — улучшенный).

12 — описание конструкции каркаса шины. Указано количество слоев корда и из какого материала он состоит. Например TREAD PLIES: 1 POLYESTER + 2 STEEL + 1 NYLON — шина с 4-слойным поясом (1 слой — полиэстер + 2 слоя — сталь + 1 слой — нейлон). SIDEWALL PLIES: 1 POLYESTER — каркас и боковая стенка состоят из одного слоя полиэстера. На шинах российского производства надпись может быть на русском языке.

13 — надпись Rotation или стрелка обозначают направление вращения шины при направленном рисунке протектора. При буксовании протектор таких шин самоочищается от снега и грязи.

14 — надпись Temperature A — индекс сопротивления нагреванию (термоустойчивость шины), А — самый высокий индекс, В — средний, С — низкий.

15 — надпись Tubeless или TL — безкамерная шина, надпись Tube Type (ТТ) или MIT SCHLAUCH — шина используется с камерой (без камеры запрещено).

16 — знак о проведении испытаний по правилам ЕЭК ООН. Цифра указывает страну, в которой проводились испытания шины.

17 — надпись Max Load означает максимально допустимую нагрузку в кг, надпись Max pressure означает максимально допустимое давление в кПа.

18 — торговая марка, бренд производителя. Так же может указываться модель шины.
19 — надпись Trаction A — индекс сцепления с мокрой дорогой. А — высокий, В — средний, С — низкий.

20 — надпись RADIAL и буква R в размерности шины означает, что шина радиальная. При отсутствии надписи или в размерности литера D — шина диагональная.

21 — закодированный адрес производителя шины, код размера шины, дата производства (неделя/год).

На шинах могут быть нанесены и другие знаки и символы:

— надпись Winter — зимняя шина;

— пиктограмма в виде снежинки — шины для эксплуатации в суровых зимних условиях;

— надпись Aqua, Rain, Water, Aquatred, Aquacontact, и т. д. (или пиктограмма зонтик)— указывает на то, что шины эффективны на мокрой дороге;

— надпись All Season (AS)или All Grip Traction (A.G.T.) – всесезонная шина;

— надпись Any weather (AW) — всепогодная шина;

— надпись Мud-Terrain (M/Т) — обозначение шин для внедорожников с увеличенным протектором для использования в тяжелых условиях (грязевая резина);

— надпись Аll-Terrain (А/Т) — обозначение шин для внедорожников с универсальными свойствами;

— надпись Left — шина устанавливается только на левую сторону автомобиля, надпись Right — шина устанавливается только на правую сторону автомобиля (очень редкие шины с ассиметричным рисунком протектора).

Производители шин постоянно внедряют новые технологии, улучшающие эксплуатационные свойства шин. Поэтому в маркировке могут появляться новые обозначения.

Маркировка шин и расшифровка их обозначений


Маркировка на шине

Обозначения на шинах отмечаются производителем на ее боковой части. При этом маркировка присутствует на всех покрышках. А соответствует она международному стандарту, являющемуся общепринятым. На шинах применяются следующие надписи:

  • данные о производителе;
  • размерность и ;
  • индекс скорости и индекс нагрузки шин;
  • дополнительные сведения.

Рассмотрим маркировку шин для легковых автомобилей и их расшифровку на примере каждого параметра.

Данные о производителе

На шине обязательно должны присутствовать сведения о стране изготовления, фирме-производителе или названии бренда, дата производства, а также название модели.

Размерность шин и их конструкция


Обозначение размерности шины

Размерность на резине может быть обозначена таким образом: 195/65 R15, где:

  • 195- ширина профиля, выражающаяся в миллиметрах;
  • 65 – высота профиля, указываемая в процентах относительно ширины профиля шины;
  • 15- диаметр обода, выражающийся в дюймах и измеряющийся от одного внутреннего края покрышки до другого;
  • R- буква обозначающая тип конструкции шины, в данном случае радиальная.

Радиальная конструкция характеризуется тем, что нити корда идут от борта к борту. В случае расположения последних под углом, т.е. когда один слой нитей идет в одну сторону, а другой – в противоположную, конструкция будет иметь диагональный тип. Обозначается этот тип буквой D или вообще не имеет никакого обозначения. Буква B говорит о диагонально-опоясывающей конструкции.

Индекс скорости и индекс нагрузки шин

Индекс скорости шин указывается латинскими буквами и обозначает максимальную скорость, которую сможет выдержать шина. В таблице приведены значения индексов, соответствующие той или иной скорости.

Индекс скорости Максимальная скорость
J 100 км/ч
K 110 км/ч
L 120 км/ч
M 130 км/ч
N 140 км/ч
P 150 км/ч
Q 160 км/ч
R 170 км/ч
S 180 км/ч
T 190 км/ч
U 200 км/ч
H 210 км/ч
V 240 км/ч
VR >210 км/ч
W 270 км/ч
Y 300 км/ч
ZR >240 км/ч

Индекс нагрузки шин обозначается цифрами, каждая из которых имеет свое числовое значение. Чем оно выше, тем большую нагрузку может выдержать шина. Индекс нагрузки шин следует умножать на 4, так как нагрузка указывается только для одной шины автомобиля. Расшифровка маркировки шин по этому показателю представлена индексами в пределах значений от 60 до 129. Максимальная нагрузка в этом диапазоне колеблется от 250 до 1850 кг.

Дополнительные сведения


Индикатор аквапланирования

Существуют и другие показатели, которые указывают на ту или иную характеристику шины и могут наноситься не на все шины. К ним относятся:

  1. Маркировка камерной и бескамерной шины. Обозначается соответственно TT и TL.
  2. Обозначение сторон, на которые устанавливаются покрышки. Если есть строгое правило установки шин только на правую или левую сторону, то на них наносятся обозначения Right и Left соответственно. Для шин с ассиметричным рисунком протектора применяются надписи Outside и Inside. В первом случае боковину нужно установить с наружной стороны, а во втором – она устанавливается внутрь.
  3. Маркировка для всесезонных и зимних шин. Если на шинах имеются обозначения в виде «M+S» или «M&S», то они предназначены для эксплуатации в зимний период или в условиях грязи. Всесезонная резина маркируется как “All Season”. Рисунок снежинки говорит об ограничении эксплуатации шин только зимой.
  4. Интересно обозначается дата выпуска – тремя цифрами, которые означают номер недели (первая цифра) и год выпуска.
  5. Термостойкость автомобильной шины на больших скоростях определяется тремя классами: А, В и С – от высокого до низкого значения. Способность торможения шины на мокрой дороге обозначается как “Traction” и также имеет три класса. А степень сцепления на дороге имеет 4 класса: от наилучшего до худшего.
  6. Индикатор аквапланирования – еще один любопытный показатель, обозначающийся на протекторе значком зонтика или капли. Шины с таким рисунком предназначены для передвижения в дождливую погоду. А индикатор показывает, до какой остаточной глубины протектора шина не потеряет контакт с дорогой в связи с возникновением между ними прослойки воды.

Общие рекомендации при покупке зимней резины

Осуществляя подготовку автотранспортного средства к зиме, с особой тщательностью нужно подойти к подбору покрышек. Ведь от того, насколько точно они будут подобраны, зависит, сможет ли водитель нормально перемещаться, будет ли обеспечен достойный уровень безопасности. Для того, чтобы сориентироваться было не так сложно, ознакомьтесь с основными критериями.

Компания-изготовитель шин (покрышек)

Покупка автопокрышек, подготовленных молодой, непопулярной компанией, несомненно, потребует менее существенных финансовых вложений. Но, к сожалению, вероятность приобретения бракованных, подготовленных из некачественного сырья шин существенно возрастает. Поэтому мастера рекомендуют ориентироваться на организации, которые продолжительное время работают в этом направлении. Ведь их изделия успели протестировать многие автовладельцы.

Самые популярные производители:

Основные параметры шин (покрышек)

Перед приобретением определитесь, где именно вы будете ездить, насколько качественное там дорожное покрытие (если оно есть). Исходя из этого, вы сможете понять, стоит ли покупать резину с шипами или же можно обойтись стандартными моделями. К примеру, если вы практически постоянно перемещаетесь только по городу, то шины с шипами приобретать бессмысленно.

Обязательно интересуйтесь сертификатами качества, иной документацией. В ней прописываются данные, касающиеся качества используемого для подготовки покрышек сырья. Помимо этого, в них указывается и то, какой допустимый температурный уровень для тех, иных моделей. Так вам будет проще сориентироваться.

Монтаж шин (покрышек)

Учтите, что насколько бы качественные покрышки для зимы вами ни были выбраны, без качественного, грамотно выполненного монтажа вам попросту не обойтись. Желательно заблаговременно подобрать мастерскую, шиномонтаж, где специалисты смогут не только провести монтаж, но и выполнить балансировку колес.

Для того, чтобы проблем в дальнейшем не было, перед началом сотрудничества проверяйте наличие разрешительной документации, уровень оснащенности, компетентность работников. Поинтересуйтесь, предоставляются ли определенные гарантии на проведенную работу.

Эксплуатационный срок (шин) покрышек

Укомплектовав автотранспорт качественной зимней резиной, периодически проводите ее проверку. Обязательно отслеживайте уровень давления, производите осмотр. Учитывайте и срок, установленный производителями. Желательно выполнять замену шин, как только он закончится. Это снизит вероятность создания аварийной ситуации. Ведь эксплуатация изношенных покрышек может привести к серьезному ухудшению маневренности.

Как узнать дату изготовления (шин) шины?

Дата производства покрышки наряду с другой дополнительной информацией указана на боку шины (покрышки). Дата включена в состав число-буквенного идентификационного кода шины (покрышки), данное значение было разработано Министерством Транспортных дел США ( сокращенно DOT). Данную норму отслеживания даты производства автомобильной резины приняли производители по всему миру, в виду ее универсальности и простоты.

В код DOT включены три группы основных характеристик из четырех буквенно-числовых символов.

  • Два первых кода обозначают производителя покрышки и завод на котором она была изготовлена;
  • Третье обозначение отвечает за — дату выпуска шины:
  •  Две первые цифры указывают на неделю в которую покрышка была производен;
  •  Две последние цифры указывают на год производства. 
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Драйвер
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: