15 профессиональных советов по вождению и не только

Не смотрите на мобильный телефон, когда вы за рулем

Все мы знаем, что использование мобильного телефона за рулем запрещено законом. К сожалению, это правило соблюдают не все. Но беда даже не в этом. Многие водители, несмотря на то что стараются не пользоваться телефоном во время движения, время от времени посматривают на экран мобильника, проверяя сообщения или пропущенные звонки. Некоторые используют телефон в качестве навигатора. Но вы должны знать, что это так же опасно, как и разговаривать по телефону за рулем.

Дело в том, что кинуть свой взгляд на экран мобильного телефона всего на секунду уже достаточно, чтобы оказаться в ДТП. Особенно если вы двигаетесь на большой скорости. Вы представляете, сколько проедете за 1 секунду?

И этот путь ваша машина будет двигаться практически без вашего контроля. Вы не представляете, сколько в нашей стране происходит аварий, связанных с тем, что водитель просто на несколько секунд отвлекся на экран телефона. Доходит до смешного: очень часто фиксируются подобные аварии в пробках. То есть на ровном месте из-за любви к своему смартфону водители попадают в глупые аварии. 

Планируйте заранее свой маршрут

Также. Если вы не планируете заранее свой маршрут, то из-за сложных зимних условий  можете неожиданно попасть на опасные участки дороги, где мог образоваться сплошной лед. Поэтому, рекомендуем вам при сильной гололедице на дорогах, заранее и с помощью навигатора планировать свой маршрут, чтоб отслеживать всю дорожную ситуацию. Также старайтесь проложить маршрут по крупным автомагистралям. Таким образом вы снизите риск попадания автомобиля на опасный участок дороги. А знаете ли вы, как снизить риск попадания машины на лед до минимума, особенно в городе? Все просто. Прокладывайте маршруты движения там, где ходят маршрутные городские автобусы. Вероятнее всего, что дорога на их маршруте будет безопасней.

У вашего автомобиля есть датчик температуры на улице? Да? Тогда следите за ней. Дело в том, что сидя в теплой прогретой машине мы можем усыпить себя ложным чувством безопасности даже не осознавая, что на улице начался сильный мороз. Особенно тогда, когда произошел резкий перепад температур, с плюса на минус. В этом случае, если не следить за температурой, можно и не узнать, что на дорогах могла образоваться сильная гололедица.  В итоге, оказавшись в пути вы можете быть не готовы ко льду или гололедице на дороге. Не забывайте, что лед на дороге образуется даже при слабом минусе и при небольшой плюсовой температуре. Особенно это может происходить на эстакадах, на мостах и на низинных участках дороги. Так что будьте пожалуйста бдительны и контролируйте температуру на улице.

Аптечка

Некоторые дамы боятся, что в пути им станет плохо, закружится голова, захочется в туалет или неожиданно начнутся месячные. И боязнь того, что девушка так и умрет посреди дороги от боли или одиночества, вгоняет в панику. Но этого делать не стоит.

Если боитесь аварий или того, что во время катастрофы на дороге умрете или вы или кто-то другой от потери крови, положите кровоостанавливающие таблетки, шприцы и ампулы с обезболивающими инъекциями.

Скорее всего, более серьезными препаратами вы пользоваться не будете. Но понятие того, что у вас есть самые необходимые лекарства должно вас немного успокоить. И конечно, не забудьте о прокладках, запасных колготках, белье, косметике, салфетках, туалетной бумаге. Берите всего по чуть-чуть для крайней необходимости.

Также, можно взять с собой медицинский справочник или короткое пособие по оказанию первой медицинской помощи. В дороге может всякое случится. Бывает, что такие справочники могут спасти жизнь. Не везде есть интернет. И найти в книге срочную информацию иногда быстрее.

Почему это так важно?

Оптимальное положение тела на велотренажере в целом воздействует на две основные группы факторов:

  • возможный вред от тренировок – если вы «криво» сидите, то можете перегружать суставы или пережать сосуды, итог от такого воздействия может быть виден не сразу, но когда проявится, вы получите много отрицательных ощущений, поэтому нужно контролировать расположение тела, чтобы не навредить себе;
  • уменьшается эффективность – с другой стороны вы можете, к примеру, чрезмерно облегчать себе нагрузку, если опираетесь не грамотным образом или смещаетесь куда-то не туда, в итоге вы будете тратить дни на тренировки, а по факту получите минимум эффекта.

Стоит отметить, нередко эти факторы могут сочетаться и идти в комплексе, вы можете и снижать эффективность занятий и при этом получать определенный вред.

Поэтому прежде чем приступать к тренировкам следует узнать как сидеть на каждом варианте тренажера и как корректировать положение тела в зависимости от конкретных задач и индивидуальных особенностей.

  • вертикальные – являются самым распространенным вариантом, который используется и дома и в фитнес-залах, педали располагаются под сидением, руль спереди;
  • горизонтальные – чаще используются в спортивных залах, педали располагаются под рулем, а сидение чуть повыше и напротив педалей.
  • спинбайки, про которые скажем далее, являются профессиональной разновидностью вертикальных тренажеров. Однако тут есть свои особенности в том как сидеть. Широко используются для сайкл-тренировок.

Напомним, есть целых 12 разновидностей велотренажеров.

Таким образом на вертикальном велотренажере вы сидите ровно, перпендикулярно плоскости земли. На горизонтальном велотренажере корпус располагается перпендикулярно, а вот ноги параллельно плоскости земли.

1. Вертикальный вариант

На такой конструкции нужно сидеть прямо, удобно устроившись на сидении. Иногда допустимо (для специфических тренировок) приподняться бедрами над сидением или выполнить наклон кпереди.

  1. Голову нужно держать ровно и никуда не запрокидывать, смотрите вперед, либо немного вниз, лучше всего концентрировать взгляд на какой-то одной области, так вы сможете и тело стабильно держать в одном положении.
  2. Естественно держите спину, можете слегка направить плечи кпереди, поясницу не нужно чрезмерно выгибать.
  3. Не напрягайте руки, свободно держите на ручках и не опирайтесь туда, основной вес нужно держать на руках.
  4. Колени направляйте вперед, не отгибайте в разные стороны.
  5. Стопы располагайте параллельно уровню пола.

2. Горизонтальная разновидность

Особенность этого тренажера заключается во вполне удобном расположении тела, которое подобно сидению на стуле либо в кресле.

  1. Не упирайтесь на нижние ручки у сидения и не зажимайте плечи после этого, если вы хотите браться за эти ручки, то делать такой обхват нужно так чтобы не напрягать и не перекашивать спину. Также не нужно чрезмерно об эти ручки опираться.
  2. Не сутультесь, если нужно используйте специальные подушки под спину или другие приспособления для того чтобы создать естественный изгиб спины.

Внимание! Когда вы тренируетесь на горизонтальном тренажере, то не должно возникать никаких напряжений, затеканий и подобных ощущений в спине. Верхняя часть тела и спина в частности практически полностью расслабляется, нагрузка на поясницу и позвоночник практически отсутствует

Такой велотренажер будет удобен тем, кто имеет боли в спине.

3. Спинбайк

Этот тренажер также называется колодочным, так как маховик тут имеет колодочную систему торможения и распределения нагрузки. Основное отличие заключается в весьма точной имитации езды на профессиональном велосипеде, наподобие гоночного или шоссейного. Поэтому на таких тренажерах часто занимаются профессиональные спортсмены и такое оборудование стоит во многих спортивных залах.

  1. Если хотите получить оптимальную технику, посмотрите как ездят профессиональные спортсмены. Возьмите, например, записи с Тур де Франс или какого-то другого соревнования. Понаблюдайте немного, можете даже увидеть спортсмена с похожей комплекцией и изучить как этот атлет держится и двигается.
  2. Расположение корпуса тут является практически параллельным плоскости земли. Вы кладете руки на рукоятки практически напротив бедер (когда они в согнутом положении) спину можете немного скруглять или немного прогнуть (совсем чуть-чуть) в пояснице. Положение подобно как будто вы немного нависаете над плоскостью, которая в воображении прочерчивается от руля до сидения.

О том, как правильно пользоваться велотренажером мы рассказали в отдельной статье.

Обратите внимание на это фото:

Почему не стоит спешить

Спешка при езде по дороге, на которой полно опавших листьев, чревата не только повышенным скольжением, но и дополнительной опасностью при поворотах. Ведь машина в этих ситуациях довольно плохо поддается управлению, а колеса буквально грузнут в аналогичном покрове, из-за чего нередко происходят пробуксовки или заносы.

Если шофер все же обнаружил, что его автомобиль подвергается излишнему скольжению или попал в занос, ему стоит воспользоваться следующими советами:

  • медленно отпустить газ, не делая резких рывков рулевым механизмом;
  • как можно чаще нажимать педаль с тормозом;
  • ни в коем случае не управлять рулевой баранкой одной рукой, иначе вовремя среагировать на форс-мажорные обстоятельства будет довольно проблематично.

Конечно, если хорошо видна трасса, которая сплошь окутана листвой, то на ней однозначно не стоит лихачить. Наоборот, движение по аналогичным участкам дорог должно быть максимально аккуратное и размеренное, вплоть до сильного снижения скорости. И если движение машины происходит на низких оборотах, то человек, управляющей таким транспортным средством, всегда сможет при необходимости остановиться или затормозить в нужный момент. И эффект от скольжения в такой ситуации не будет слишком уж опасным.

В любом случае безопасная езда на дорогах в осенний период времени года – это мастерство и опыт конкретного шофера, которые достигаются на основании полученных навыков и знаний. А у кого их еще недостаточно, стоит обязательно прислушаться к дельным практическим советам. Ведь жизнь и здоровье людей должна быть в приоритете, поэтому допускать к возникновению аварий точно не нужно. От них могут пострадать не только непосредственные собственники условной машины, но и все пассажиры, в данный момент находящиеся внутри салона автомобиля, который попал в ДТП.

Животные

Осень, особенно пора с конца октября и вплоть до зимы, — это начало сезона активного гона, когда олени и другие парнокопытные ищут себе пару. Кроме того, многие животные в это время подготавливаются к спячке и находятся либо в возбуждённом (то есть агрессивном) состоянии, либо, наоборот, в уже полуспящем. Первые могут выбежать из леса и буквально броситься под колёса, думая, что атакуют опасное существо, а вторые — просто замереть на дороге, не понимая, что на них летит тонна стали.

Естественно, всё это справедливо для загородных поездок. Но если ты живёшь в небольшом городе, куда могут забредать дикие животные, то бдительность следует соблюдать и в населённых пунктах

Также обращай внимание на предупреждающие знаки

Если ты видишь вдалеке животное, неподвижно стоящее на дороге, то возможно, оно просто находится в полудрёме. Не нужно включать фары дальнего света, так как животное, скорее всего, просто застынет на месте и будет не в силах пошевелиться. Вместо этого несколько раз подай звуковой сигнал.

Не пишите смс и не разговаривайте по телефону

Чем безопасно для вашего автомобиля: если отводить глаза и отвлекаться от дороги, это может привести к аварии. Помните, что ни одно текстовое сообщение не стоит того. 

Чем безопасно для вашей жизни: поверьте, вам будет комфортнее и приятнее за рулем, если вы не будете постоянно приклеиваться к своему телефону. Советуем вам приучить себя к тому, что, пока вы за рулем, телефона для вас не существует. Лучше выключить его. Особенно когда вы находитесь в машине со своей семьей или друзьями. Выключив телефон (или звук на нем), вы дадите себе большую свободу и будете наслаждаться своими действиями за рулем. Вы будете удивлены в итоге, как сильно отвлекал вас ваш смартфон раньше.

Но главное – отказавшись от мобильного телефона в машине, вы увеличиваете не только свою безопасность, но и безопасность своих близких людей. 

Как ездить в гололед

Обязательно меняйте резину на «липучку» или шипованную. Я один раз зимой остался на летней. Хоть я и живу на юге, и как таковой зимы у нас здесь нет, все равно пожалел об этом. Да и еще, лучше отдать предпочтение именно зимней резине, а не всесезонке. Последняя может и избавляет владельца авто от переобувания, но по факту показывает себя плохо как зимой, так и летом;
По скользкой дороге соблюдайте дистанцию. И не 10-20 метров, как летом, а все 40 метров. Дело в том, что никто не знает, когда будет экстренное торможение. А вдруг Вы именно в этот момент окажитесь на гололеде?
Тормозить по скользкой дороге тоже нужно правильно. Не вдавливайте тормоз в пол! Это приведет к неконтролируемому скольжению. Тормозите импульсивно – несколько прерывистых нажиманий на педаль тормоза. Таким образом Вы предотвратите блокировку колес. Машина оснащена ABS? Это, конечно, хорошо, однако есть одно «НО». На скользкой дороге ABS может себя показать не с лучшей стороны, значительно увеличив тормозной путь;
Выбирайте правильный скоростной режим. Если летом Вы спокойно ездите по дорогам со скоростью 100 км/ч, это совсем не значит, что так нужно делать по скользкой дороге. Высокая скорость по снежной каше – это прямой путь к заносу. Занос на высокой скорости по скользкой дороге невозможно контролировать. Куда понесет, там и окажитесь. Переключайтесь плавно и избегайте пробуксовки колес;
Избегайте коварной колеи. Увидели колею на дороге, попытайтесь аккуратно уйти в сторону. Если вынуждены ехать по колее, то снизьте скорость до минимально возможной. Занесло заднюю часть на переднеприводной машине? Прибавьте газу. На заднеприводном авто – наоборот уберите ногу с педали. Когда несет машину, ни в коем случае не тормозите. Это ни к чему хорошему не приведет;
Учимся выходить из заноса правильно. Даже если Вы самый аккуратный водитель, исключать занос на скользкой дороге не стоит. Первое, что нужно запомнить – ни в коем случае нельзя паниковать, зажимать педаль тормоза и нестись юзом навстречу судьбе. Во время заноса Вы должны взять ситуацию под свой контроль.
Итак, Вас начало нести на переднеприводном автомобиле. Задняя часть пытается обогнать переднюю. Вам нужно слегка вывернуть руль в сторону заноса (навстречу багажнику авто) и немного придавить газку

В этот момент важно избежать пробуксовок. Передние колеса найдут сцепление с дорогой, и приложенные усилия помогут Вам избежать ДТП.
Если занесло на заднеприводном автомобиле, то первым делом нужно отпустить газ и тормоз

Руль необходимо повернуть в сторону заноса. Когда задняя часть начнет возвращаться на место, следует выровнять колеса по направлению движения.
На словах, конечно, все просто, а на деле, когда в Вашем распоряжении считанные секунды, не все так сладко. Но либо так, либо никак;
Не стоит ездить на легковом автомобиле по глубокому снегу. Если вариантов нет и проехать нужно, то следует спустить колеса примерно до 1,5 атмосфер. Благодаря этой манипуляции резина будет иметь лучшее сцепление с дорожным покрытием, каким бы оно не было;
Если авто оснащено ESP (электронная система стабилизации), то не нужно пренебрегать всеми правилами. Электроника, конечно, может спасти: довернуть руль, ограничить крутящий момент или же немного приостановить забуксовавшее колесо. Но не забывайте, пилот Вы, а не компьютер;
Не перегружайте свой автомобиль, если планируете ехать по скользкой дороге. Это может существенно ухудшить сцепление шин с дорожным покрытием;
Не делайте резких движений: плавное торможение, плавный газ, плавный сброс газа, плавное переключение передач, плавный поворот руля;
Если Ваш автомобиль оснащен механической коробкой передач, то на очень скользкой дороге можно применять торможение двигателем. Благодаря этому, шансы уйти в занос существенно снижаются;
На время зимнего периода откажитесь от передвижения накатом. На ведущих колесах всегда должен быть запас тяги. Если пренебречь этим правилом машина с большой вероятность уйдет в занос или снос;
Спуски и подъемы следует проезжать без переключения передач. Также нельзя допустить пробуксовку колес;
Постарайтесь избегать обгонов по скользкой дороге. Чтобы обогнать впереди идущий автомобиль, Вам потребуется кратковременное резкое ускорение. Обгонять Вы будете на повышенных оборотах. В момент обгона машину может занести (Как это было со мной буквально месяц назад. При обгоне 4-х впереди идущих машин, меня занесло и 2 раза развернуло на 360 градусов. Мне удалось удержать машину на дороге и я никого не зацепил. Но это везение и не более того.)

Всегда проверяйте датчик топлива в баке, прежде чем отправиться в поездку

Всегда смотрите через свое плечо, прежде чем перестроиться

Всегда пристегивайте ремень безопасности

Ознакомьтесь с автомобилем, на котором вы будете ездить

Снизьте скорость.

Если Вы едете на машине слишком быстро, то при ухудшении погодных условий обязательно снизьте скорость в два раза. Если у вас имеется навык замедления автомашины конкретно на снегу или на льду, то Вы сможете безопасно для себя в короткий срок снизить скорость своего автотранспортного средства. Помните пожалуйста, что законы физики никто еще пока не отменял. Именно по этой причине не будьте так уверены, что ваш автомобиль может быстро остановиться на скользкой дороге. Если Вы начнете снижать скорость резко, то увеличите риск заноса машины и потери сцепления ее с дорогой.

Если ваш автомобиль имеет маленький дорожный просвет (клиренс), то снизив его скорость Вы уменьшите образование снега налипшего под днищем вашей машины, который всегда мешает автомашине беспрепятственного двигаться по дороге. 

Снизьте скорость

Когда на улице в зимнее время портится погода а дороги становятся скользкими, то каждый водитель должен сразу снизить скорость движения автомобиля. Помните, что на скользкой обледенелой дороге или на чистом льду тормозной путь может увеличиться в 10 раз. Помимо этого и в некоторых случаях (когда машина попадет на чистый лед всеми колесами), автомобиль вообще может остаться без тормозов из-за отсутствия сцепления с дорожным покрытием.

Обращаем ваше внимание, что даже на очень низких скоростях неприменно существует риск заноса. Особенно при торможении или при прохождении поворотов

Поэтому входить в повороты вы должны на маленькой скорости. А на скользкой и обледенелой дороге надо вообще забыть про резкое нажатие на педали. Иначе это приведет к ДТП. Нажимайте педали газа и тормоза плавно. Не дергайте резко руль. Иначе вы рискуете тем, что автомобиль уйдет в занос.

Кроме того, всегда полагайтесь на свои ощущения. Например, если вы считаете, что скорость 30 км/час слишком большая, то обязательно снизьте ее даже в том случае, если это не оправдано для данной дорожной ситуации. Ваше опасение может быть не спроста. То есть, если вас что-то тревожит и вы боитесь, то никогда не игнорируйте ваши ощущения. В этом случае просто снизьте скорость до тех пор пока вы не начнете ощущать себя уверенней за рулем.

Частые «вопросы-ответы»

  • Что делать, если муж против вождения?

    Попробуйте уговорить его. Составьте список всех плюсов того, что вы научитесь водить. Если ответ все тот же, но желание сесть за руль не пропало — организуйте все сами. Найдите хорошего инструктора, запишитесь в автошколу и упрямо следуйте своей цели.

  • Как перестать бояться водить машину после ДТП?

    Страх — это реакция, вызванная инстинктом самосохранения. Нужно трезво проанализировать ситуацию и понять, что именно вы сделали неправильно. После этого проконсультируйтесь с опытным инструктором по вождению. Если самостоятельно бороться с проблемой не получается — обратитесь к психологу. Это надо устранять и бороться со своими страхами.

  • Почему мужчины смеются над женщиной за рулем?

    Это не больше, чем влияние распространенного мифа. На самом деле, женщины ездят ни чем не хуже мужчин. Статистика показывает, что женщины действительно чаще попадают в аварии, но в легкие и менее опасные. Мужчины наоборот — в тяжелые происшествия.

Что делать при аквапланировании?

Вы наверняка слышали про термин «аквапланирование», но не знаете что это такое? Аквапланирование происходит, когда шины автомобиля не могут справиться с излишней водой. Например, когда вы движетесь по мокрой дороге, протектор резины отводит лишнюю воду, для того чтобы сохранять сцепление с дорожным покрытием.

Но когда вы наезжаете в лужу или т.п., то резина перестает справляться со своей функцией и сцепление автомобиля полностью теряется. Другими словами вода поднимает машину над поверхностью дороги. При таком эффекте вы становитесь фактически серфингистом на автомобиле, который имеет минимальное или никакое сцепление с дорогой.

Вы сразу поймете, что автомобиль начал аквапланировать, если ваша машина перестает слушаться рулевого колеса. Также вы должны услышать шум брызг излишней воды, которая плещется под колесными акрами. Если подобное случилось во время движения, не поддавайтесь искушению нажать педаль тормоза. Если вы нажмёте при аквапланировании тормоз, то почти наверняка машина начнет скользить, что в итоге приведет к катастрофическим последствиям. 

Вместо того чтобы испугаться и начать паниковать вы должны оставаться спокойным. Вы должны плавно убрать ногу с педали газа, позволяя автомобилю замедлиться самому по себе. Также держите крепче руль и не делайте резких движений, направляя рулевое колесо в сторону необходимой траектории. В конце концов, шины справятся с лишней водой и восстановят контакт с дорожным покрытием. 

Подтопления

Во многих городах нашей страны часто при сильном дожде наблюдаются множественные подтопления улиц. Не забывайте что движение по участкам дороги, которые находятся полностью под водой, очень опасно. Поэтому прежде чем проехать подтопленный участок улицы вы должны быть уверенным, что это можно сделать полностью безопасно. 

Но даже если вы думаете что подтопления на дороге является безопасным, помните, что проезд по глубоким участкам дороги может привести к серьезному повреждению вашего автомобиля

Поэтому прежде чем продолжить движение по участку дороги, который затопило водой, обратите внимание как другие участники дорожного движения проезжают подтопление. Ведь возможно под водой образовалась яма и в этом месте машина может сильно пострадать от воды

Если же рядом с вами нет других автомобилей, то лучше не рисковать. Так что если вы в сомнении, то лучше выбрать другой маршрут.

Начав движение на подтопленном участке дороги, двигайтесь очень медленно

Обратите внимание на уровень воды по отношению к кузову автомобиля. Если вы начинаете замечать, что вода поднимается все выше и выше, то не стоит рисковать, продолжая движение вперед

Возможно, что более целесообразнее вернуться назад задним ходом назад. Если же вы будете проезжать затопленный участок шоссе или улицы слишком быстро, то это может привести к аквапланированию автомобиля. Также при движении в воде старайтесь не нажимать педаль тормоза, поскольку от инерции торможения вода может начать затекать в важные части подкапотного пространства и привести к выходу из строя машины.

Держите руки на колесе на 9 и 3

Высокая влажность

Осень, пожалуй, самый влажный сезон года в большинстве климатических зон нашей страны. И в это время сцепление с дорогой становится ненадёжным из-за того, что между шинами и дорожным полотном почти всегда есть хоть немного влаги.

При повышении скорости увеличивается риск словить аквапланирование — ситуацию, когда между дорогой и шиной образуется водяная плёнка, из-за чего сцепление с дорогой практически полностью теряется. В этом случае машина ведёт себя как человек в очень скользкой обуви на льду, то есть падает практически при любом движении. Только в данной ситуации машину даже при мягком повороте непременно занесёт.

Высокая влажность в осеннюю пору вкупе с низкой температурой порождает густые туманы, из-за чего видимость падает до нескольких метров. Помни об этом. И не забывай, что в тумане, как и в тёмное время суток, расстояние до предметов кажется большим, чем в реальности.

Обобщая всё вышеописанное в данном пункте, скажем, что лучше всего снизить скорость, с которой ты привык ездить летом, на пять-десять километров, то есть максимум до 50–55 километров в час, особенно при движении в условиях плохой видимости и после дождя. Так как на скользкой дороге тормозной путь увеличивается, это поможет в случае необходимости произвести резкое торможение без негативных последствий для тебя и других участников дорожного движения.

Не нажимайте резко педаль тормоза, если это экстренный случай

Ориентирование в дорожной обстановке

Четвертая часть —

Страх от отсутствия автоматизма в управлении машиной и плохое понимание габаритов машины.

Справится с этим страхом можно только интенсивными занятиями.

19) Выезжайте на большую стоянку и учитесь парковаться, правильно рулить. Парковка лучше всего развивает и чувство габаритов, и автоматизм в управлении.


  
20)  Ну и в конце немножко шуточный общий  совет заведите какой-нибудь ритуал перед выходом — посмотритесь в зеркало, улыбнитесь, подмигните своему отражению и скажите себе что-нибудь бодрое и позитивное. 
В этой шутке если доля серьеза — когда вы выполняете ритуал, то сосредотачиваетесь   на предстоящей поездке и одновременно немного снимаете напряжение, а значит меньше шансов что-то забыть или сесть в машину в стрессовом состоянии.

Все будет хорошо!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Драйвер
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: