Можно ли покупать подержанные шины

«Новая старая» шина — опасное приобретение

Речь не об изношенных покрышках, а именно о старых шинах, неиспользуемых долгое время. К огромному сожалению, автомобильные шины зачастую является предметом экономии, причем экономии неоправданной и неуместной. А ведь старые шины на автомобиле опасны для жизни водителя и пасажиров ничуть не меньше, чем «лысая» резина в гололёд.

Как известно, автомобильные шины делаются из резины. Автомобильная резина является достаточно сложным соединением химических элементов, которые весьма устойчивы, но отнюдь не защищены от воздействия внешних факторов. Солнечные лучи, воздух, перепады температур медленно, но верно разлагают резину на химические элементы, ослабляя связи между ними.

Вспомните резина со временем «дубеет», её потребительские свойства ухудшаются. Причем одинаково справедливо это правило, даже если шины хранятся на складе и не эксплуатируются. Неизношенные, но с давним сроком изготовления, автомобильные шины увеличивают риск автолюбителя пополнить печальную статистику ДТП, вызванных внезапно лопнувшим колесом.

Если купить автомобильную резину новую и приемлемого качества, то скорость и момент начала активного протекания этих процессов значительно отодвигаются по времени.

Основные минусы покупки подержанной резины

При выборе подержанного оснащения на автомобиль мы всегда рискуем. Это может быть некачественный продукт, который не прослужит и нескольких недель. В вопросе покупки резины и вовсе много всяческих потенциальных неприятностей. Среди основных минусов можно назвать сложность проверки и достаточно большое количество хлама на рынке. Под видом б/у шины из Германии часто подкладывают полностью откатанные лапти, пережившие 5 сезонов в России.

Минусов можно найти еще больше:

  • покрышки могли ремонтироваться, и это достаточно неприятный момент, так как некачественные латки и прочие проблемные места вполне могут проявить себя в эксплуатации;
  • вы не можете убедиться в том, что протектор на всей плоскости покрышки изношен равномерно, это покажет только эксплуатация автомобиля, а проблемы встречаются довольно часто;
  • вполне может быть, что иностранец выбросил этот комплект резины из-за того, что он перестал выполнять свою работу качественно, а вы будете платить деньги за такой товар без пользы;
  • цены на российском рынке невероятно завышены, хороший комплект с потенциально большим сроком службы будет стоить лишь немного дешевле, чем новые покрышки на ваш автомобиль;
  • найти подходящий для вашего авто вариант будет непросто, а проблемы поиска заключаются в идеальных размерах и нужных характеристиках резины, искать можно долго и безрезультатно.

Именно по этим причинам многие владельцы авто покупают новые комплекты покрышек, переплачивая за них немалую сумму. Но в таком случае они могут положиться на свою покупку и без проблем эксплуатировать машину в течение 3-4 сезонов. Покрышки б/у прослужат 1-2 сезона, в дальнейшем придется их выбрасывать и подыскивать новый комплект. Это еще один большой минус товара такого плана. Если денег на комплект новых шин вам хватает, стоит приобрести именно его.

Признаки следов транспортного средства


Геометрические параметры автомобиля: 1 — длина; 2 — ширина; 3 — высота; 4 — колея передних колес; 5 — колея задних колес; 6 — база; 7 — передний свес; 8 — задний свес; 9 — передний угол свеса; 10 — задний угол свеса; 11 — просвет под передней осью; 12 — просвет под задней осью


Так выглядит пятно контакта между дорогой, покрытой тонким слоем воды, и покрышкой, снятое высокоскоростной камерой. Хорошо видно: чем выше скорость и сильнее изношена покрышка, тем площадь этого пятна меньше.

Групповую принадлежность автотранспортного средства
можно установить путем изучения следов пневматических шин по признакам, отображенным в следах. Основой такой идентификации является изучение беговой дорожки, колеи, базы, отпечатков рисунка протектора шины.

По состоянию колес в момент следообразования различают следы качения (образуются в результате поступательно-вращательного движения колес) и скольжения (появляются при полной блокировке колеса в процессе торможения или пробуксовке).

Беговая дорожка

Следы качения шины одного колеса (обычно заднего) в криминалистике называют беговой дорожкой. Механизм образования следов беговых дорожек сходен по механизму образования со статическими следами: каждая точка шины оставляет свой отпечаток. Однако вследствие поступательного движения происходит некоторая их деформация, при которой выступающие элементы при выходе из следа сглаживают его края, что увеличивает его размеры и уменьшает следы промежутков между выступающими элементами (грунтозацепами).

Исследуются:

ширина беговой дорожки.

Отдельно измеряется ширина беговой дорожки левых колёс и
ширина беговой дорожки правых колёс.

рисунок протектора шины (для определения этой характеристики на экспертизу должен быть направлен след отображения не меньше определённого размера. Для легкового автомобиля – 60 см.)

В беговой дорожке отображаются следы протектора. Это та часть шины, где находится рисунок, который при вращении колес соприкасается с дорогой. По характеру отобразившегося в следе рисунка протектора и ширине беговой дорожки, руководствуясь специальными таблицами, можно определить модели шин, а также модели автомашин, мотоциклов, на которых такие шины устанавливаются.

Кроме того, установить марку автомашины возможно, если известен наружный диаметр колеса. Сделать это можно только при условии, если какая-либо особенность протектора (след вулканизации, повреждение протектора, трещина, застрявший в углублениях протектора камень и т.п.) отчетливо повторилась в отпечатке на протяжении нескольких оборотов колеса. При этом измеряют расстояние между серединами двух последовательных отображений индивидуальной особенности. Наружный диаметр шины рассчитывают по формуле

D = 1,1 S/π, 

где D — наружный диаметр шины; S— длина окружной шины;
π = 3,14; 1,1 — коэффициент прогиба шины.

Следы ходовой части

В зависимости от свойств следовоспринимающей поверхности следы ходовой части могут быть поверхностными и объемными. Поверхностные, в свою очередь, делятся на следы наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту) и отслоения (след на загрязненной поверхности). Следы наслоения могут быть позитивными (оставлены окрашенными выступающими частями) и негативными (от частиц грязи, застрявших в углублениях между грунтозацепами колеса).

Объемные следы образуются в результате остаточной деформации грунта (глины, песка, рыхлой земли) и способны передавать не только объемную копию (модель) беговой части протектора, но и данные о боковых его частях.

Колея

Следы беговой дорожки, оставленные колесами, расположенными на одной оси, составляют колею. По ширине колеи можно установить тип транспортного средства (например, автомобиль — легковой или грузовой). Ширина колеи является признаком, характерным либо для определенного типа транспортного средства, либо для транспортных средств нескольких моделей, принадлежащих к одному типу. Ширина колеи измеряется от середины одной дорожки до середины другой. При наличии следов спаренных колес измеряется расстояние между просветами задних спаренных колес, расположенных на одной оси.

База автомобиля (колёсная база автомобился) — это расстояние между осями передних и задних колес. Базу автомобиля замеряют по следам остановки (глубокие следы в грунте, проталины на снегу) или в том месте, где автомобиль разворачивался с применением заднего хода: между концами следов передних и задних шин при первой остановке и между концами следов задних и передних шин при второй остановке. При следах «юза» передних и задних колес до полной его остановки база автомобиля измеряется между концами следов «юза» передних и задних колес.

Куда и почем сдать?

Переработка резинового сырья, отходов РТИ в промышленных масштабах является сложным, хлопотным мероприятием.

Однако предприимчивые дельцы давно создали собственный бизнес, основанный на измельчении, разложении, создании материала для повторного изготовления резиновых изделий для промышленных нужд.

Ведь отработанные РТИ являются ценным сырьем, которое можно эффективно использовать.

Куда же можно сдать старые шины за деньги?

Прием покрышек, РТИ осуществляют автосервисы, специализирующиеся на обработке резины, профильные предприятия страны и мини-заводы по ее переработке.

В одном только Южном округе города Москвы насчитывается пять подобных приемных пунктов. Во всей Москве их двадцать восемь. В области только официально зарегистрированных заводов, перерабатывающих отходы резины, числится более 80.

Почем принимают старые покрышки? Цена за 1 кг, тонну или штуку принимаемых покрышек из резины зависит от размера колеса.

Размерность до R22,5 оплачивается по 4 рубля за 1 килограмм. За колеса размером от R22,5 до R28 платят по 6 рублей за 1 килограмм.

Покрышки надо сдавать с текстильным и металлическим кордом. Они должны быть без дисков, наружным диаметром не более 1200 мм.

Автомобильные камеры необходимо освободить от вентилей. Внутри не должно быть посторонних предметов, металлических остатков. За деньги принимают только шины, сохранившие первоначальную форму и размеры.

Выбираем покрышки б/у — что нужно помнить?

Покупать такие товары в интернете не стоит. Вы можете увидеть приблизительные фото, а все дефекты продавец умело скроет. Также проблемы могут быть вызваны скрытыми повреждениями, которые просто невозможно увидеть без детального визуального осмотра. Такие особенности могут стать большим сюрпризом для покупателя, а видны такие нюансы станут уже после установки купленных аксессуаров. Так что подбор стоит производить только визуальный.

При выборе подержанной резины убедитесь в таких особенностях:

  • это хорошая фирма, а не китайский производитель, лучше всего покупать Michelin, Nokian, Continental, Bridgestone, Toyo и прочие бренды из Японии и Европы, это надежные покрышки;
  • остаток протектора не только радует глаз, но и полностью соответствует законам — 5 мм для зимних шин и 2 мм для летних, лучше всего покупать шины с большим остатком для долгой эксплуатации;
  • спросите у продавца, откуда резина, лучше всего покупать товары из Западной Европы или Японии, это страны с лучшими дорогами и педантичными водителями, так что проблем будет меньше;
  • следите за ценой, отдавать за подержанный комплект резины много денег не стоит, максимальная оплата составляет половину цены нового комплекта, если шины в идеальном состоянии;
  • покрышки следует осмотреть внутри, а не только снаружи, именно на внутренней части проще всего заметить неприятности и ремонтные места, которые заставят отказаться от покупки.

Несмотря на все преимущества и финансовые выгоды такой затеи, как покупка подержанной резины, не всегда это мероприятие принесет желаемые плоды. Проблемы могут заключаться в порезах, грыжах, ремонтах, слизанном в некоторых местах протекторе. Следует внимательно проверить все факторы, которые могут оказаться проблематичными для эксплуатации. Если вы не уделите достаточно внимания подбору покрышки, в дальнейшем могут возникнуть неприятности

Так что лучше уделить этому должное внимание

Предлагаем также посмотреть видео по теме подержанной резины:

Зачем покупать подержанные шины?

Естественно, что самой частой причиной покупки подержанной резины является возможность покупателя сэкономить деньги. На первый взгляд при сравнении стоимости новых и б/у шин это выглядит вроде оправдано. Но в большинстве случаев необходимо помнить, что это достаточно большой риск. Если только вы не знаете конкретную историю этих покрышек.

Например, шины продает ваш друг, родственник, знакомый, коллега, ну и т.д. Ведь вполне возможно, что ваш знакомый просто продал свой автомобиль и у него остался комплект колес. В таком случае покупка б/у резины является безопасным решением и может быть даже вполне оправданым.

Но к сожалению реальность на сегодня такова, что купить такие шины у знакомых очень большая и редкая удача. Вам действительно должно просто повезти, чтобы в необходимое для вас время кто-то из ваших знакомых решил продать резину нужного вам сезона и размера.

В других случаях покупать изношенные покрышки ни в коем случае нельзя. Особенно, если вы не знаете их историю. 

А можно ли покупать такие шины у проверенных поставщиков подержанных шин? Они же не хотят заиметь себе плохую репутацию и обычно не допускают того, чтоб в продажу попадали убитые «наглухо» покрышки или у которых срок службы по возрасту давно уже прошел или подошел к концу.

Мы все-же не советуем этого делать, поскольку все-равно даже хорошие поставщики оценивают качество покрышек по их внешнему виду и маркировке. Но этого мало и недостаточно. Ведь согласитесь с нами, данная резина могла ранее несколько раз ремонтироваться и т.п. Причем следы ремонта могут быть и не видны.

Самое опасное здесь, если ремонту подвергался сам протектор б/у резины.

Если вы все-таки серьезно настроены купить подержанные шины и при любых обстоятельствах отказываетесь приобретать новые, то тогда вам необходимо соблюдать ряд определенных правил, которые должны помочь (помогут) вам уменьшить риск покупки для машины некачественной старой резины, которая к тому же может быть еще и очень опасной. 

Во-первых,- рекомендуем покупать подержанные шины только известных брендов. Так вы хотя бы будете знать для себя, что шины произведены по мировым стандартам качества.

Во-вторых,- всегда покупайте такие б/у шины парами с одной машины. Так вы хотя- бы купите резину с равномерным износом протектора.

Помните о том, что если вы желаете купить всего одну шину (покрышку), то вряд ли вы сможете подобрать тот же уровень ее износа, который имеется на других колесах у вашей машины.

На что еще нужно обратить внимание при покупке подержанных шин..?

Капот

Что мы должны уяснить

Проверка б/у автомобиля с помощью Автокод

Гарантией хорошей сделки будет бдительность покупателя. Плохая резина при общем хорошем состоянии автомобиля — не всегда повод отказываться от покупки. Если износ естественен и равномерен, а также соответствует среднему сроку службы автошин, вариант приобретения авто стоит рассмотреть. Всегда можно со временем заменить резину на ту, что будет вызывать доверие.

Чтобы при осмотре не возникли сомнения по поводу истории приобретаемого авто, проверьте историю машины с помощью онлайн-сервиса Автокод. Для получения полного отчета необходимы только VIN, номер шасси или государственный номер интересующего автомобиля.

Вбивая уникальные номера автомобиля, вы получите следующие данные:

  • Год выпуска;
  • Количество владельцев;
  • Истинный пробег авто;
  • Участие авто в ДТП и указание наиболее поврежденных частей;
  • Нахождение автомобиля под залогом у банка;
  • Использование автомобиля в такси;
  • Проведение ремонтных работ.

Износ автошин или другие негативные факторы могут быть скрыты продавцом. Чтобы они впоследствии не привели к неполадкам в других частях машины, закажите выездную проверку Автокод. Специалист приедет на место в любое время и проведет профессиональный осмотр ТС. Проверка машины через Автокод поможет удостовериться в правильности своих предположений или опровергнуть их.

Предварительный осмотр

Следует понимать, что в современных шиномонтажах профессионалы способны восстановить любые покрышки, независимо от имеющихся повреждений. Но далеко не все отреставрированные шины, даже после весьма качественного ремонта, пригодны для последующего применения. Поэтому перед покупкой следует оценить характер и степень износа протекторных блоков, а также их общее состояние, проверив наличие отремонтированных повреждений, а также уточнив метод и качество самого ремонта.

Процедура осмотра происходит в два этапа. Поверхность покрышки, предварительно снятой с диска, тщательно проверяют снаружи и изнутри, после чего шину одевают на диск и накачивают так, чтобы давление превосходило рекомендованное производителем для эксплуатации транспортного средства. Далее колесо балансирую и проверяют на статический дисбаланс, наличие грыж и биение (радиальное и поперечное). Если осмотр не выявил изъянов, грыжи и биения отсутствуют, а общее количество компенсирующих грузиков укладывается в допустимые нормы, то резину можно покупать — риск приобрести непригодный товар становится минимальным даже если вы получили неполную информацию об изделии.

Нюансы на которые стоит обратить особо пристальное внимание при осмотре, приведены ниже

Латки на протекторе (с обратной стороны). Проколы покрышки в протекторной зоне не являются очень серьезным повреждением. Они эффективно ремонтируются посредством специальных латок небольшой площади. Поэтому если их не более двух на колесо то резина вполне годится для дальнейшего использования. При этом, следует быть готовым к большему количеству грузиков, которые понадобятся для правильной балансировки. В случае, когда латка занимает больше трети ширины покрышки (она может скрывать серьезный дефект, а не просто прокол) — от покупки следует отказаться.
Следы сварки на боковой внешней поверхности или латки на ней изнутри. Всевозможные повреждения каркаса покрышки (боковой поверхности) радиального типа являются недопустимыми для дальнейшего применения шин. И как бы не убеждали продавцы или шиномонтажники в противном, боковые порезы зачастую неремонтопригодны. Поэтому радиальные покрышки, отремонтированные в районе боковых поверхностей, не рекомендуется покупать из соображений собственной безопасности.
Биение или грыжа. При проверке покрышки на балансировочном станке никакого биения быть не должно. В противном случае от покупки необходимо воздержаться, ведь подобный эффект вызывает статический дисбаланс автомобильного колеса, который невозможно убрать на шиномонтаже. Использовать такую резину неоправданно опасно, не говоря уж о том, что в случае разрушения колеса или поломки подвески это обернется существенными финансовыми затратами. Что бы не говорили «мастера», восстановить изначальные характеристики шины с грыжей или биением невозможно.
Следы герметика на внутренней поверхности. Применяемые в ремонте покрышек вулканизирующие пасты, очень часто оказываются неэффективными. Кроме того, они портят саму резину, создавая дисбаланс из-за неравномерности нанесения. Данный дефект не всегда удаётся убрать посредством компенсации грузиками. При этом, отмыть данный герметик практически нереально

Если не обратить внимание на наличие такого недостатка, то в дальнейшем обязательно возникнут проблемы с балансировкой и шиномонтажом, за которые также придется платить.
Микротрещины на боковинах. Появление этого дефекта на внешней или внутренней боковой поверхности шины свидетельствует о неправильном хранении авторезины или же её давнем сроке выпуска

Очевидно, что ресурс подобной покрышки может составлять как год, так и два-три дня. И чтобы быть уверенным, что шина не разорвётся на скорости в самый неподходящий момент, лучше рассмотреть другие предложения.

Порядок и документы для юридических лиц

Закон РФ предусматривает уплату штрафа за ненадлежащую утилизацию использованных покрышек. Предприятия всех форм собственности обязаны сдавать их на переработку, получая документы для отчетности.

Обратившись к официальному представителю по утилизации использованных покрышек в своем населенном пункте, заявитель должен оформить документы:

  1. Договор на утилизацию покрышек.
  2. Акт об утилизации шин. Этот документ подтверждает выполненную работу и является свидетельством утилизации промышленных отходов в соответствии с экологическими требованиями.

При сдаче на утилизацию использованные покрышки загружаются на предприятии и доставляются в ближайший пункт приема, там они выгружаются собственными силами.

Оформляется договор и акт сдачи шин на утилизацию. После подписи документов всеми ответственными лицами транспорт покидает территорию приемного пункта.

Что выдает неумелого специалиста

Есть «профессионалы», допускающие классические ошибки и недочеты. Пытаясь продать битый экземпляр, они забывают о некоторых участках, по которым легко распознать ремонтные манипуляции. Выдать их может задняя часть, а именно багажник и крылья. Также нелишним будет заглянуть в бензобак. Зеленый оттенок считается нормальным. Дальше используем по аналогии толщиномера. Превышение значений может говорить о ровном слое краски, только двойном его покрытии. 

Что еще выдает битый кузов? Покупателю стоит проверить функциональность дверей. Не должно быть никаких скрипов, нечеткого закрывания, заедания замков. 

Наличие многослойности краски, различные царапины, могут говорить об участии машины в серьезной аварии. Ведь просто, без причины зад не перекрашивается

Поэтому нужно обращать внимание даже на мелкие детали. Выдать кузов могут и ручки дверей. 

Помните! Такие мелкие элементы при кузовных работах не меняют. Плохое их состояние должно наталкивать на мысль о проблемах автомобиля. 

Экстерьер

Проверка состояния кузова:  Проверьте каждую панель, каждую деталь кузова на наличие царапин, вмятин и ржавчины. Ищите детали кузова, которые имеют большие зазоры между друг другом, которые отличаются от симметричных аналогичных деталей. Несимметричные зазоры могут указывать на плохую сборку после покраски машины в результате произошедшего ДТП.

Цвет краски всех деталей должен быть одинаковым. Если вы заподозрели, что на какой-либо детали была вмятина, но ее убрали и скрыли тем самым, то поставьте на эту область магнит. В том случае, если имевшаяся вмятина была устранена с помощью шпатлёвки, грунта и новой краски, то в этой области магнит не будет прилипать с той же силой, как он прилипает на неповрежденных деталях. 

Если машина перекрашивалась, то есть вероятность, что снимались резиновые уплотнители вокруг капота и той же крышки багажника. Обычно под ними иногда может остаться старая краска. Также, обычно невооруженным взглядом будет видно, что эти резинки снимались и устанавливались не в условиях завода. 

Незначительные косметические дефекты и легкие царапины не являются причиной беспокойства. Чего нельзя сказать о ржавчине. При осмотре кузова будьте всегда внимательны. Ваша задача найти признаки ржавчины. Если ржавчина еще не вылезла наружу, то на ее наличие может указывать маленькие пузырьки на поверхности кузова. Также необходимо осмотреть все двери автомашины (особенно с торца в нижней их части). Обязательно не забудьте осмотреть багажник и капот авто.

Откройте и закройте все двери машины. Если двери свободно открываются и легко закрываются, то это обычно говорит о том, что ослабли петли дверей и эта машина имеет длительный срок использования. 

Поверка стекол машины:  Осмотрите стекла автомобиля

Особенное внимание  уделите осмотру лобового стекла. Это необходимо вам для того чтобы убедиться, что на стекле отсутствуют трещины и глубокие сколы, а также, что автомобиль продается с нескрученным пробегом

Например, если вам продавец заявляет, что пробег машины незначительный, но заводское лобовое стекло автомобиля находится все в мелких сколах, то вероятнее всего продавец вас обманывает и пробег машины скорее всего скручен. Также надо запомнить, если лобовое стекло имеет трещину, то она со временем будет увеличиваться и вам придется со временем менять это стекло. Таким образом, это один из поводов для разумного торга с продавцом.

Оптика:  Проверьте переднюю и заднюю оптику на работоспособность, включив по очереди все световое оборудование. Для этого вам понадобится помощник, который должен сесть за руль (или наоборот). Помощник должен вам включать по-переменно необходимое оборудование, а вы тем временем будете проверять его работоспособность. 

При осмотре фар обратите ваше внимание на наличие трещин или влаги на них (запотевшие фары). Это первый признак, что оптика не герметична

Также, само состояние передней оптики частенько может указывать, частично, на реальный пробег автомашины. Например, если фары имеют не прозрачный а мутный вид, то это может являться признаком большого пробега машины.

Шины:  Покрышки тоже могут многое рассказать вам о любом впринципе автомобиле. Особенно тогда, когда на таковом авто стоят шины, которые были куплены вместе с приобретенной машиной или поставлялись еще прямо с завода. Если пробег машины не больше 30 — 40 тыс. км,  то есть вероятность, что на ней стоят покрышки поставленые (поставляемые) вместе с новым автомобилем. 

Если же вы увидели, что на машине с небольшим пробегом стоят совершенно новые шины, то это должно вас насторожить, поскольку пробег машины возможно скручен, а чтобы это скрыть, то владелец (продавец) купил на нее новую резину.

Также осмотрите и равномерность износа протектора шин. Он должен быть одинаковым. Если вы увидели, что на передних шинах износ кромки колес больше чем на задних колесах, то это может говорить вам об агрессивном вождении хозяина машины. 

Если же вы увидели определенные углубления на протекторе покрышек, то это может вам указывать на проблемы с подвеской, с рулевым управлением или с тормозной системой. 

Вот подробная инструкция на то, как по износу шин можно установить вероятную причину неисправности автомобиля. (Смотрите здесь.)

Возраст

Любая автомобильная шина имеет свой срок эксплуатации, так как постоянно контактирует с абразивной средой дорожного покрытия. Металлический каркас и каучуковая смесь со временем окисляются, высыхают, изменяют свои параметры и свойства.

Поэтому, чтобы оценить реальное состояние товара, нужно знать возраст, в каких условиях происходила эксплуатация, и каково было хранение

Такие данные важно получить даже при нормальной степени износа и высоте протектора

Проверьте маркировку завода в части даты производства. Она состоит из 4-х цифр:

  • первые две означают порядковый номер недели,
  • другие две – год выпуска.

Пример: «3608» означает, что покрышка изготовлена на 36-ой неделе с начала года, в 2008. Если возраст оказался не более 5 лет и хранение было удовлетворительным, то такую шину б/у можно купить. Но гарантию на нее дать трудно.

Если в осматриваемом комплекте все даты разные, значит он собран из запасных колес, либо происходила дополнительная докупка. Такие покрышки нужно осмотреть более тщательно. Далее нужно внимательно осмотреть наружные и внутренние поверхности. На них не должно быть мелких трещин.

Часто недобросовестные продавцы обрабатывают автомобильные бу шины специальной химией для скрытия дефектов. Поэтому для осмотра лучше иметь увеличительное стекло, чтобы увидеть все недостатки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Драйвер
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: