Требование за тонировку: как снять и законно ли оно?

Содержание:

Кому могут выписать

Прочие права

Новые правила

Начиная с 15 ноября 2014 года, в качестве наказания за подобные правонарушения оставили только штраф, он не изменился и также остался 500 рублей. А вот номера за тонировку снимать запретили, решив, что в этом больше нет необходимости. Это послабление дало волю нарушителям, которых не пугает такая небольшая сумма. Даже в автосервисах специалисты отмечают, что количество желающих «наглухо» затонировать свой автомобиль заметно возросло.

Сотрудники ГИБДД по-своему борются с любителями «крутой» тонировки. Нарушителям помимо штрафа составляют письменное требование, где указывают срок, к которому необходимо устранить правонарушение.

Хотя теперь и не снимают номера за тонировку, но Государственная дума рассматривает вопрос об увеличении штрафа за несоблюдение соответствующих норм. Вождение автомобиля с сильно затемненными передними стеклами, не отвечает безопасности дорожного движения, и представляет определенную угрозу всем участникам этого движения. Есть предположения, что сумма наказания может увеличиться в два или три раза.

Если раньше сотрудники ГИБДД иной раз закрывали глаза на подобные нарушения, то теперь им дано предписание строго наказывать любителей машин с темными стеклами. Но перестанут ли нарушать, сказать сложно. Может быть, и зря запретили снимать номера, надеясь на совесть и порядочность автовладельцев.

Мне нравится1Не нравится

Езда без полиса ОСАГО

Как уже было отмечено выше, за данное правонарушение раньше предусматривалось лишение государственного номера автомобиля. Сегодня же, в силу некоторых причин, данное правило уже не работает, как и снятие номеров за тонировку. Нарушение в виде отсутствия у водителя страхового полиса карается другими мерами.

Сотрудники ГИБДД и ДПС имеют право проверить присутствие у автовладельца страхового полиса ОСАГО. Если нет возможности его предъявить, выписывается штраф в сумме 800 рублей и запрет на последующее управление автотранспортным средством. За неправильно оформленный полис или отсутствие конкретного водителя в списке допущенных к вождению, наказание составляет сумму в 500 рублей.

За одни суки автовладелец может получить штраф за отсутствие полиса ОСАГО несколько раз, если сотрудники ДПС остановят его не единожды. Оплата должна производиться в 20-дневный срок, а нарушение данного правила влечет существенное увеличение суммы штрафа.

Что же делать, если автомобиль был приобретен только что, и водитель просто не успел оформить полис страхования? В этой ситуации закон предоставляет автомобилистам 10 дней на оформление документа. Таким образом, если водителя остановят до истечения 10 дней после оформления покупки авто, сотрудник ДПС не может выписывать такому автомобилисту штраф. При этом предъявление сотрудникам документа, удостоверяющего факт покупки, обязательно.

Как ускорить или аннулировать срок требования?

Тем не менее, несмотря на беззаконие в отношении самой правоприменительной практики выписывания таких требований, есть и условные причины их избежать.

Конечно, самое простое и очевидное, что Вы можете сделать, чтобы предписание сгорело и перестало действовать — это растонироваться и никогда больше не тонироваться или же не тонироваться до срока истечения требования. Но вряд ли Вы зашли бы читать эту статью, если бы всё обстояло так просто.

Ускорить или избежать наказания можно следующими способами.

  1. Пока действует предписание за тонировку, на автомобиле может ездить другой водитель, ведь чаще всего требования выписываются не на автомобиль, а на водителя, а арестовывать последнего, если он мог и в глаза не видеть бумаги, которую выписали на кого-то другого, согласитесь, абсурдно, да и сотрудники ГИБДД это понимают.
  2. Независимо от срока действия требования за тонировку, административного ареста можно избежать, если Вы относитесь к категории лиц, к которым такая санкция не может быть применена, согласно КоАП РФ. К такой категории относятся лица до 18 лет возрастом, инвалиды I и II групп, беременные, женщины с детьми млаше 14 лет и отдельные категории людей, занимающих различные должности в госорганах и военнослужащие.
  3. Обжаловать постановление за тонировку. Сделать это можно только в том случае, если есть на то веские основания, иначе постановление рассматривающее жалобу лицо просто оставит в силе. Такими основаниями могут быть, например, неправильный замер (нужно смотреть инструкцию к прибору и соответствие влажности, температуры окружающей среды, а также соблюдение инструкции по замеру) и другие процессуальные нарушения. Полный список оснований есть в специальной статье про оспаривание штрафов ГИБДД. А если штраф отменят, то и требование становится незаконным, и предписание перестаёт действовать в день решения об отмене постановления.
  4. Растонироваться и заново затонироваться, имея на руках чек и заказ-наряд на эту услугу в автосервисе — тогда по сути Вы исполнили то, что от Вас требуют; но перспектива такого действия немного печальна — как показывает практика, всё равно арестовывают.

Тонирование стекол в автомобилях обязательно должно соответствовать определенным параметрам и нормативам, прописанным в российском ГОСТе. За превышение процента тонировки стекол в автомобиле полицейский имеет право выписать предписание, которое автомобилист должен выполнить.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и !

Но по закону, правильнее выписывать автовладельцам штраф, а не предписание. Что такое предписание, как оно выглядит, на какой срок выдается и как поступить, его полицейский не выдал, а сразу выписал штраф – на все эти и другие вопросы каждый водитель должен ответы.

Допустимые нормы тонировки стекол

Определение факта нарушения и подготовка протокола

Как опротестовать наказание

Для обжалования гражданин подготавливает заявление и подает на имя руководителя подразделения. Допускается подача на имя непосредственно лица, которое приняло решение о наказании. К жалобе прилагается документальное подтверждение неправомерности действий сотрудника ГИБДД или отсутствия нарушения со стороны водителя. Законодательством установлен срок в десять дней для направления ответа на поступившие жалобы. В случае получения отрицательного ответа у лица возникает право обратиться в судебный орган. Иск подается по территориальной подсудности государственного органа (ответчика). Судебные разбирательства могут длиться на протяжении двух месяцев.

Документы для отмены наказания

Заявитель подготавливает сопроводительные документы к жалобе.

К ним относится:

  • постановление, вынесенное сотрудником ГИБДД;
  • протокол, где отображен отказ нарушения от оплаты штрафа;
  • письменное требование погасить штрафные санкции.

Жалоба составляется и распечатывается для подачи в двух экземплярах.

Грозит ли штраф, если

Основания и размер штрафа за тонировку стекла

Какая должны быть светопропускаемость стекол?

Виды тонировок

Какая тонировка разрешена по ГОСТу?

«Привычка – вторая натура», – гласит народная мудрость, и в случае с тонировкой это находит очередное подтверждение. Именно по привычке часто в разговорной речи используют слово «ГОСТ», говоря о документе, регламентирующим эти нормы. Однако уже несколько лет, как правила в этой сфере устанавливает норматив иного типа.

На текущий момент документом, в котором определяется возможность тонировки автостекол, является Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», а более точно – Приложение №8 к нему, носящее наименование «Требование к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации», раздел 4 которого, называется «Требование к обеспечению обзорности» (далее, Требования), и содержит необходимые нам параметры.

️ Не забудьте подписаться на наш ТГ-канал. Мы проводим там опросы и публикуем важные правовые новости.

При этом есть и действующий ГОСТ 32565-2013, подтверждающий те же нормы, однако только в рамках стекол переднего обзора (70%, вне зависимости от типа стекла – закаленное или многослойное). Более того, этот документ устанавливает нормы проведения проверок, поэтому мы к нему еще вернемся далее.

Какую же тонировку допускают Требования? Рассмотрим по выбранным выше категориям:

Категория остекления Нормы тонировки
Заднее стекло При наличии боковых зеркал – без ограничений (за исключением зеркальной тонировки – она запрещена).
Боковые задние окна
Боковые передние Светопропускная способность не менее 70%, а в случае использования бронирования а/м – не менее 60%.
Лобовое (ветровое) стекло, за исключением его нижеуказанной части
Верхняя полоса на лобовом стекле (темная, цветная, атермальная и пр.) Для легкового транспорта – не более 14 см (140 мм), для некоторых типов крупнотоннажного транспорта допускается ширина полосы до верхнего края рабочей зоны стеклоочистителей.

Правила досмотра автомобиля

Общие положения установлены в статье 27.9 КоАП РФ. На основании данной статьи, а также положений Регламента МВД, можно выделить правила проведения досмотра транспортного средства сотрудником ГИБДД:

  • Предполагается изучение содержимого без нарушения целостности автомобиля, то есть сотруднику нельзя будет вскрывать чехлы на сиденьях, открывать какие-то места, если нельзя это сделать без поломки содержимого и так далее.
  • Право на проведение есть у ограниченного перечня должностных лиц. На дорогах этим занимаются сотрудники ГИБДД, которые имеют полномочия для остановки автомобилей и проверки документации у водителей.
  • По общему правилу, процедура проводится в присутствии собственника. Если ситуация не допускает промедлений, от этого правила можно отойти и провести процедуру в присутствии, например, водителя.
  • Может быть произведена фиксация на фото или видео, а также с помощью иных технических средств.
  • В обязательном порядке фиксируется в протоколе. Допускается также фиксация досмотра в документации о задержании лица.
  • Протокол должен содержать дату, реквизиты сотрудника и лица, в отношении которого составлялся, информацию об автомобиле, найденные предметы и объекты, данные свидетелей, а также ставится отметка о фиксации процесса с помощью технических средств.
  • Досмотр автомобиля сотрудником ГИБДД проводится только после того, как водитель и пассажиры выйдут из транспортного средства. За ними должен быть установлен специальный контроль, осуществляемый сотрудниками ГИБДД (пункт 207 Регламента МВД).
  • Если при проведении будут обнаружены предметы, запрещённые или ограниченные в обороте, сотрудник ГИБДД должен связаться со следственной группой (пункт 209 Регламента МВД).

Нарушение установленных правил досмотра автомобиля может иметь различные последствия, от привлечения сотрудника ДПС к ответственности до признания протокола недействительным, в зависимости от тяжести нарушения.

Устранили тонировку до замера – что грозит?

Вернемся к нашему случаю, когда водитель удалил тонировку до измерения её дозы пропускаемого света. Как уже было сказано, грозит это водителю штрафом или арестом до 15 суток по ч.1 статьи 19.3 КоАП. Но все не так просто, как кажется полицейским и судьям.

Например, согласно КоАП, для установления события управления транспортным средством в состоянии опьянения составляется протокол отстранения от управления транспортным средством, акт освидетельствования, протокол направления на медицинское освидетельствование, причем, заверенные понятыми.

Ничего подобного для установления события правонарушения, связанного с техническим состоянием автомобиля, в том числе связанного с тонировкой, в КоАП нет.

Но ситуация меняется, когда прибор оказывается неисправным или с собой у инспектора прибора не оказалось. Сотрудник ГИБДД уходит искать прибор, заодно покурить, покушать, поболтать, позвонить, подышать… А водителю приказано ждать и не рыпаться. Данное действие в КоАП называется задержанием, которое оформляется должным образом. Нет оформления – задержание незаконно.

На фоне незаконного задержания отсутствие порядка, определенного федеральным законом, при замере светопропускания принимает совсем иной оттенок, подчеркивающий невежество инспектора – с небольшим попранием закона еще можно согласиться, но беспредел – это уже перебор.

Краткая справка: задержание законно, когда имеет место:

  1. основание,
  2. цель
  3. и мотив задержания.

Если инспектор пошел искать прибор, то мотив задержания подменяется целью – сбор доказательств правонарушения, что лишний раз доказывает некомпетентность полицейского. Но это тема для другой статьи.

Если задержание незаконно, то незаконны и все последующие действия инспектора. Поэтому удаление тонировки никак не может противоречить требованиям законодательства. Тем более, если водитель успевает устранить тонировку со всех стекол.

К слову, о правилах замера вы можете прочитать в нашей специальной статье.

Может ли инспектор задержать или арестовать?

Арест – один из видов наказания, которое может наложить только судья. Если водителю грозит арест по части 1 статьи 19.3 КоАП за неподчинение законным требованиям инспектора, то последний имеет право его задержать и доставить в мировой суд, если суд конкретно в тот момент будет работать.

Если на дворе вечер или ночь, то для задержания водителя у инспектора обязательно должен быть мотив. Чтобы человека, который имеет постоянное место жительства и который никогда ни от каких органов не скрывался, запихнуть до суда в «обезьянник», у полицейского должен быть железный мотив, ясно и четко изложенный в протоколе задержания.

Водителю же следует сразу заявить, что он готов по первому требованию явиться в мировой суд. При этом назвать точный адрес проживания, реальное место работы, номер телефона личный и номер телефона по месту работы. Данный шаг подтвердит, что скрываться от правосудия водитель не намерен.

Таким образом, арест незаконен, если вы сняли тонировку до замера, и такой меры наказания за это не должно быть по закону.

Как избежать штрафа за тонировку – советы автовладельцу

Допустимые нормы тонировки стекол по ГОСТу

Можно ли получить разрешение на тонировку

Требования к светопропусканию стекол

Почему вообще выписывают предписание/требование за тонировку и какое наказание за тонировку на самом деле

Что делать после того, как машину остановила ДПС

Допустимый процент светопропускаемости

Возможные нарушения сотрудником ГИБДД при досмотре автомобиля

Не всегда процедура осуществляется в соответствии с действующими правилами. Сотрудники ГИБДД нередко нарушают законные права граждан, допуская процессуальные ошибки:

  • фактически проводится досмотр, тогда как сотрудник ДПС называет его осмотром;
  • нарушается целостность каких-либо предметов или частей машины;
  • к процедуре не привлекаются свидетели и не производится видеофиксация;
  • сотрудник не оформляет протокол;
  • к процедуре не привлекается один понятой вместо двух.

Эти и другие действия серьёзно нарушают права водителей и могут привести к негативным последствиям по отношению к сотрудникам. Но гражданам необходимо правильно защищать свои законные права и действовать только в дозволенных рамках.

Предписание: что это?

Предписание за тонировку, если рассматривать в фактическом смысле слова трактуется Верховным судом и прочими правомприменителями как требование, заключающееся в прекращении совершения противоправного деяния. Госавтоинспекция, как и другие подразделения полиции, имеет своей обязанностью требовать прекращать правонарушения, носящие административный характер. Подобные требования высказываются в отношении физического либо юридического лица.

Технический регламент Таможенного союза предусматривает, что тонирование полусферы авто, расположенной спереди не должно иметь светопропускаемость ниже чем 70 процентов. Когда инспектора ГИБДД будут проверять авто на указанный параметр специальным пробором и он покажет такой уровень ниже – к водителю применяется штраф. Оформлять постановление в таком случае будут по статье 12.5 КоАП.

В настоящее время нарушение карается штрафной санкцией, которая равна 500 рублей

Стоит обратить внимание на то, что подписывать рассматриваемый акт незаконно в том случае, когда инспектор «на глаз» определил, что тонировка авто имеет отклонения от установленной нормы. Распоряжение на практике можно обжаловать, подав обращение в судебную инстанцию

Говоря о том, что делать если тебе выписали предписание за тонировку, стоит обратить внимание на то:

  • действия сотрудника ГИБДД соответствовали закону;
  • если имеют место нарушения – обратиться в суд и обжаловать;
  • если всё по закону – реализуется удаление тонировки.

Отвечая на вопрос, сколько сейчас действует предписание за тонировку – нужно обратиться к действующим положениям закона. Бланк предписания будут выдавать автомобилисту сразу после того, как им совершено нарушение законодательных положений. Устранять то нарушение, которое отражено в указанном акте, требуется в обязательном порядке. Отменять действие предписания можно путём обжалования либо убирать тонировку.

Как снять с себя

Для того чтобы сделать себя чистым перед законом, можно обжаловать выписанное требование в судебном порядке. Чаще всего это происходит в случае, когда водитель уверен в своей невиновности или предписание было составлено ошибочно.

В качестве примера можно привести наиболее распространённые «ляпы» инспекторов:

  1. «Дали без всяких печатей». На официальном бланке предписания в правом верхнем углу должна быть прямоугольная печать с оттиском главного управления МВД и сведениями о принадлежности к тому или иному полку ДПС, сотрудник которого выдал бумагу. В этом случае, документ не имеет юридической силы и легко отменяется судом.
  2. Получение второго требования в течение срока действия первого. Такое случается, когда сотрудники ДПС остановили за тонировку, а предписание уже было выписано. Чаще всего данная ситуация повторяется во время дальних поездок, а проверки осуществляются в другой области. В этом случае второй экземпляр тоже отменяется судом, ровно как и выписанный штраф. Правда для этого придётся ехать и доказывать свою «невиновность» в тот регион, где оно было получено. Иногда, после путешествия по всей России, проще заплатить 250 руб, чем ехать за несколько сотен километров.
  3. Проверка затемнённости передних стекол или фар выполнялась с грубыми нарушениями, не соответствующими действительному коэффициенту. В этом случае нужно знать, что при необходимости судебный орган назначит дополнительную экспертизу. Проводиться она должна в соответствии с ГОСТ Р 8.831-2013 Стекло безопасно для автомобилей» . Получив результат, при подтверждении утверждений водителя, судья встанет на его сторону и без проблем отменит как предписание, так и сам штраф. При несоответствии тонированности стекла регламенту, автовладельцу придётся оплачивать ещё и стоимость независимой экспертизы.

Собираясь обжаловать выданное предписание нужно учитывать, что даже добившись его отмены в большинстве случаев (кроме последнего) штраф по ст. 12.5 п.3 КоАП РФ. Ситуации когда бланк выдан не собственнику автомобиля, ничем не отличаются от других, так как предписание оформляется на водителя, а не на транспортное средство (как говорилось ранее).

Утверждения о том, что сотрудники не дали на руки соответствующих документов тоже не повлияют на решение суда. Все заполненные образцы копируются, а после этого информация по ним заносится в базу, поэтому отказываться от получения своего образца не имеет смысла.

Виды досмотра автомобиля сотрудником ГИБДД

Судебная практика

Примечание! Во избежание недоразумений, все приведённые ситуации описываются без уточнения фамилий и наименований органов, принимавших в них участие.

В судебной практике имеется достаточно примеров, когда водители оспаривали решение, принятое сотрудником ДПС.

Как видно из представленных далее примеров, поводы для этого могут быть различными:

  1. Сотрудник ДПС составил протокол за нарушение правил тонировки не выполнив замер на светопропускную способность. Водитель в зале суда предоставил информацию о независимой экспертизе, проведённой им самостоятельно, по собственной инициативе. Судья согласился с его доводами и назначил ещё одну, которая завершилась с аналогичными результатами. В итоге, административное правонарушение было отменено.
  2. Остановка автомобиля была выполнена на трассе. Инспектор настаивая на нарушении технического состояния машины проверил тонировку прибором. В результате был составлен протокол в соответствии с ст. 12.5 ч. 3 КоАП РФ. В суде водитель настаивая на том, что полицейский не имел полномочий проверять машину не на стационарном посту, требовал закрытия административного дела. Судья принял решение, последствия которого следующие:
    • отказать водителю в иске, пояснив, что в результате проверки ТС было признано не соответствующим характеристикам, прописанным в Перечне неисправностей;
  3. сотрудник ГИБДД за свою деятельность получил взыскание.
  4. Остановка машины и проверка степени тонировки происходили на стационарном посту. Однако ситуация происходила после дождя, в пасмурную погоду. Инспектор не удостоверился в соответствии показателей влажности воздуха и определил несоответствующий нормативу 71%. В своём иске, водитель предоставил фото и видео фиксацию происходящего, после судебной экспертизы был оправдан, так как тонировка его автомобиля находилась в пределах соответствия.

Из предоставленной информации можно сделать заключение, что решая затонировать машину желательно не пренебрегать нормативами установленными действующим законодательством и укладываться в его рамки.

Тонировка сетка на магнитах, об этом в статье: Сетка на окна автомобиля вместо тонировки. Как происходит формовка китайской тонировки читайте здесь.

Информация про гелевую съемную тонировку semi soft в этой публикации.

Кроме этого, попав в ситуацию, когда инспектор составляет протокол о нарушении ПДД, не следует ему мешать или отказываться подписывать бланк. Гораздо разумнее будет опровергнуть его решение в суде, доказав свою невиновность.

Что не следует делать?

Выше мы выяснили об условно рабочих способах ездить с тонировкой без штрафов и арестов. Теперь давайте выясним, как избегать наказания точно не стоит и почему.

Бросать всё на самотёк

Забить и продолжать ездить тонированным – это смелое решение, но не рациональное. Как показывает практика в 2020 году, все 3 перечисленных наказания в этом случае неминуемы. В подтверждение этому вы также можете посмотреть видеоролики ниже.

Препятствовать замеру

70% светопропускаемости невозможно определить визуально даже самому опытному инспектору ДПС. Поэтому им предписано производить измерение специальными приборами. И это законное действие для определения наличия нарушения со стороны водителя.

Поэтому препятствование этому есть основание требовать сотрудником прекращения таких действий или бездействия. В свою очередь, ваш отказ следовать таким требованиям является прямым основанием для привлечения по статье 19.3 КоАП. А она, напомним, предусматривает помимо прочего административный арест до 15 суток.

Опустить стёкла и не поднимать

Да, для привлечения водителя к ответственности должен быть состав правонарушения, важным компонентом которого является вина водителя. Поэтому можно попытаться избежать замера, если плёнка только на боковых окнах автомобиля, указав, что стёкла сломались в опущенном положении и не поднимаются.

Особо хитрые граждане устанавливают кнопку отключения привода стеклоподъёмников, что делает невозможным поднять стёкла даже при желании.

Но и здесь на каждую хитрую… есть уже проработанные способы помешать водителю избежать наказания, и они практикуются очень активно:

  • простой отказ поднять стёкла даёт основания для инспектора провести досмотр, в рамках которого он самостоятельно их поднимет,
  • а вот ваше утверждение о поломке стеклоподъёмников может стать основанием для того, чтобы вообще разобрать обшивку двери, добравшись до стекла, и произвести замер таким образом.

По какому законному основанию это делают инспекторы, вы можете увидеть в видео ниже.

Апеллировать на некорректность замера

Ещё один распространённый способ избежать штрафа – это обжаловать его на основании неправильного замера. Однако, этот метод тоже малодейственен, потому что штраф вам всё равно выпишут, как и требование об устранении тоже.

Куда оспорить/обжаловать полученное предписание/требование за тонировку. Что делать с самим требованием, и что будет просто на него забить

В течении 10 суток после вынесения постановления и выдачи вам предписания/требования на устранение тонировки пишете жалобу в вышестоящий орган (Главное управление ГИБДД Вашего города, прокуратура, суд), кратко излагаете, с чем Вы не согласны и несёте по месту инстанции в двух экземплярах, один остаётся у Вас с датой принятия и подписью дежурного.

Эти же документы можно подать через интернет, но если понесете сами, то у вас будет отметка о том, что выданное ранее предписание находится в стадии обжалования, а значит законной силы пока не имеет. Если вас остановят в этот момент, то никаких санкций за то, что предписание вы не выполнили, быть не может.

Сроки обжалования

Многие опираются в данном случае на ст. 30.2 КоАП, но там речь о постановлениях об административном правонарушении. Мы же с нарушением-то в целом согласны, не согласны только с тем, что в качестве репрессирующей меры нам выдали еще и какую-то левую бумажку.

Если обжалуете в ГИБДД, то срок рассмотрения таких жалоб – до 30 суток. Суды рассматривают дела по административным правонарушениям в срок до 2 месяцев.

В ГИБДД скорее всего вас вежливо пошлют к чертовой бабушке. Типа своих не сдаем и не бросаем, да и “ты вообще кто такой, чтобы делать выводы о правомерности действий наших доблестных сотрудников?”. С вероятностью 98% при отсутствии иных нарушений (особенно процессуальных) в действиях сотрудника ГИБДД вам скажут, что все было сделано как надо.

В рамках обжалования в суде порядок ровно такой же, как я уже писал выше. БЕЗ РУГАНИ И ЭМОЦИЙ!!! просим разъяснить суд правомерно ли действия сотрудников ГИБДД. Аргументы приводим ровно те же и внимательно слушаем что по этому поводу скажет судья. Не устроило решение первой инстанции? Можно обжаловать! Если конечно есть желание…

Разница между осмотром и досмотром автомобиля сотрудником ДПС

Допустимые нормы тонирования по ГОСТу: что можно, а что нельзя

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Драйвер
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: